Анатолий Столярчук: «суровый стиль»
и новые горизонты

А.А. Столярчук сформировался в период господства функционализма, сильные стороны которого – градостроительная логика, строгая рациональность, пуританская скупость формы и выразительность объемов как альтернатива парадно-показному «украшательству» стали и его авторским кредо. В наше время неокультуренного капитализма эти черты вновь демонстрируют свою актуальность на фоне разнузданного хаоса архитектуры «от заказчика». Именно поэтому еще недавно вызывавший оскомину советский коробчатый «суровый стиль» сегодня нередко дает отраду для глаз, уставших от «нового украшательства».

 

 

11A-76-1

Торговые комплексы «Лента»



Основанная на таких принципах, архитектура Столярчука пережила в ногу со временем и в угоду инвесторам разные этапы и модификации: от ортодоксального функционализма до модернизированных исторических стилизаций и пост-модернистских экспериментов, однако впитанные с молоком альма матер главные установки просматриваются сквозь разнообразие архитектурных одежд.

 

Имидж создателя питерских «Лент» несколько сузил реальный творческий облик архитектора. Отмеченные дипломами и наградами, «Ленты» стали не только одним из символов народных гипермаркетов, но и знаковыми сооружениями нашего российского неокапитализма. Авторы сумели в каждом из вариантов придать исходной коробчатой матрице довольно острый и изысканный модернистский образ, а яркая «зазывающая» облицовка а-ля конструктор Лего призвана оживить маловыразительную застройку демократичных районов и обеспечить торговому зданию роль доминанты. В итоге возникли предельно адекватные своему назначению образы мира пролетарской мамоны, доведенные до гротеска дешевой рекламой и разномастным крикливым окружением. В данном случае автор чутко отреагировал не только на конкретный заказ, но и на висящий в воздухе дух нашего времени.



11A-76-2

Жилой дом на улице Профессора Попова



На самом деле творческий диапазон А. Столярчука гораздо шире и включает общественные здания и социальные объекты, жилые дома и многофункциональные комплексы, реконструкцию архитектурных памятников и работу в историческом контексте. Остановимся лишь на некоторых важных объектах.

 

Облик жилого дома на ул. Профессора Попова обусловлен сложившейся средой Петроградской стороны и представляет собой современную вариацию на тему архитектуры начала ХХ в. Замкнутое, неправильной формы каре образует целый квартал, где главный фасад отмечен мощной аркой в четыре этажа. Классического абриса аттик венчает входную зону, разделившую лицевой корпус на два несимметричных «крыла» с четким ярусным членением. Средний ярус, разделенный парой междуэтажных тяг, сосредоточил в себе почти всю скупую орнаментику этой постройки: редкие сандрики и балконные решетки. Выше следует полоса ленточного остекления и мансардный этаж. Очертания аттика, бездекорная прорисовка окон и других деталей апеллирует к неоклассическим завоеваниям 1910-х, а также 1930-х гг. (в итальянской версии). Два лицевых угла здания выделены башнями-эркерами, одна из которых увенчана вполне современной по рисунку ротондой. Смещенная ось, заданная главной аркой, закреплена в композиции дворового фасада входом в жилые помещения. Асимметрия и эркеры – скорее формальная ссылка на живописный и эмоциональный по природе модерн. Здание по-современному ритмично; строгая линейная графика, жесткая геометрия объемов, выступающие «коробки» витринные витражей – все это позволяет безошибочно атрибутировать новый объект, который, тем не менее, органично врос в элегантную историческую ткань Петроградской стороны.

 

Еще один пример работы в сложившейся среде – торговый центр «Артем», настолько мягко вошедший в окружение, что кажется – он стоял здесь очень давно. Его архитектура словно выросла из очертаний «Юбилейного» дворца спорта, стадиона Петровский, открывающихся панорам набережных. «Приглашающий» главный фасад с небольшой площадью развернут на Князь-Владимирский собор. Его арочный изгиб словно повторяет эхом фасад «Юбилейного», тогда как на перекрестье улицы и моста выходят прямые ряды гранитных арок. Первый ярус как «дань старине» контрастно дополняет модернистский стеклянный уровень – прием простой, но прекрасно работающий в конкретном эклектичном окружении. Полюбившиеся архитектору круглые угловые башни, увенчанные ажурными металлическими дисками, подхватывают мотив стадиона и дворца спорта и придают силуэту легкость и изящество.

 

 

11A-76-3

Торговый центр «Артем»

 

 

Последние по времени проекты – ныне действующий центр реабилитации инвалидов и сооружаемый молодежный досуговый центр. В наше рыночное время социальных объектов строится не так уж много. Их строительство неизбежно сопряжено с жесткой экономией бюджетных средств (если это не пафосный имиджевый объект вроде национальной библиотеки). Тем интереснее увидеть, что же удается «выжать» архитектору из суммы исходных данных. Спокойный, остепененный и облагороженный модернизм с симметричной композицией и элементами ордера в обоих случаях воспринимается не только и не столько как дань жанру, но как итог естественной творческой эволюции. Центр реабилитации более «классичен»: это некий современный, квадратный в плане «периптер» с декоративным поясом пилонады в муссолиниевском духе и остекленным атриумом в центре. Низкий портик поддержан двумя приземистыми пилонами и увенчан популярной стеклянной пирамидой. Облицовка из кирпича и белого керамогранита придает строгому сооружению естественность и визуально смягчает суровость форм. «Душа» большого сооружения – его просторный остекленный атриум, приветливый и располагающий к общению и отдыху. Здание очень удачно «село» в существующую спальную застройку – здесь сыграл свою счастливую роль старый план участка с пятном под районную поликлинику, которое и было отдано в итоге для нужд инвалидов. Скромная и строгая архитектура, не лишенная некоторой «избыточности» и репрезентативности, вполне соответствует специфическому назначению постройки.

 

 

11A-76-4

Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района

 

 

В проекте молодежного центра модернистские черты усилены: ленточное остекление, угловые лестничные блоки, обрамляющие главный фасад – эти отсылки к историческому авангарду дополнены декоративной металлической арматурой и контрастной красно-белой облицовкой. В общей композиции, однако, доминирует устойчивая симметрия. В результате получился вариант успокоенного, игрового авангарда наших дней, где все не всерьез, все относительно и все – «как бы».

 

 

11A-76-5

Молодежный досуговый центр

 

 

Ничто так не тренирует художника, как узкие рамки – считал писатель Ромен Роллан и многие вслед за ним. И тогда, после строгой выучки и длительного формотворческого «поста» распахнувшиеся двери коммерческой свободы оказываются вполне посильным искусом.

 

Наше время подготовило и иное испытание на прочность, ликвидировав железный занавес и открыв заказанный ранее путь к шедеврам мировой архитектуры. «В Рим надо ехать в двадцать лет, а не в пятьдесят и не в шестьдесят, – не без горечи констатирует Анатолий Аркадьевич, – как ездили раньше наши пенсионеры. Рим стал для меня самым большим архитектурным потрясением. Если бы я видел все это раньше – я строил бы по-другому»…


Служение усвоенной в архитектурной школе скупой правде искусства, обрученного с плоской «правдой» нашей жизни обнаруживает свою относительность в свете откровения мощного римского барокко. Смириться на склоне пути перед величием гения – красивый итог творческой жизни. А может быть – начало нового отсчета? Отыскать живой нерв и ускользающий смысл настоящего в борьбе за достойный профессионализм и за простое выживание, да еще измерить все это ВЕЧНЫМ – сверхзадача художника любой эпохи. Доколе эта химера искусства будет дразнить творческое воображение – горизонты архитектуры останутся заманчивыми…


11A-76-6

Торговые комплексы «Лента»

 

11A-76-7

Торговые комплексы «Лента»