Архитектурные метафоры Дубая

Лучше увидеть…

 

У каждого, кто побывает в жилом районе Дубай Марина (Объединенные Арабские Эмираты – ОАЭ), складывается свое собственное мнение об этом интересном объекте, но всех наблюдателей объединяет одно: среди них нет равнодушных… По правде говоря, автор тоже считал, что о нём (районе) и так уже всё известно, но увиденное превзошло ожидаемое. Новый район по своим достоинствам не уступает европейским. Ощущение усиливает неповторимый современный хай-тековский колорит, в который вплетены восточные композиционные сюжеты.

Когда попадаешь из зимы в лето, уже хорошо, а когда в красивую и необычную архитектурную среду, ещё лучше. Если принять во внимание, что совсем недавно здесь была пустыня, а теперь целый квартал, построенный из высотных зданий вокруг искусственного залива, то вместе с восхищением возникает удивление. Особенность восприятия в том, что урбанистическое соседствует рядом с природным (искусственно созданным руками человека) окружением. И того и другого здесь много, и от этого всё воспринимается масштабнее и монументальнее.

Район Дубай Марина, построенный по проекту компании «Эмаар Пропертис», находится на пятой развязке Шейх Заярд Роад между Портом Джебель Али, Дубай Интернет Сити, Дубай Медиа Сити и Американским университетом Дубаи. По окончании строительства Марина станет самым длинным искусственным заливом в мире. Это «город в городе», как говорят о нем местные гиды и жители, где протекает комфортная, без налогов и хлопот, жизнь, в которой существует прекрасный баланс между Западом и Востоком.



Не удобство, а комфорт

Перелёт в Дубаи напоминает путешествие из прошлого в будущее. Но в этом будущем живут наши современники, которые это «будущее» создают своими руками. Причём в районе Дубай Марина не просто удобно, а комфортно: и не только тем, кто живет и работает, но и тем, кто здесь отдыхает или приезжает просто посмотреть. Пространство вокруг искусственного залива построено как бы слоями, каждый из которых содержит свою смысловую нагрузку или отдельную функцию. А вместе они создают единую систему, объединяющую все структурные составляющие, что впоследствии получило название Дубай Марина.

Первый слой начинается на поверхности искусственного залива, здесь размещаются стоянки и причалы для роскошных частных яхт. Этот слой ограничивается направляющими поплавками сооружений пирса и представляет собой приватную защищённую территорию, на которую без специального пропуска или купленного билета на прогулочный катер не пройти.

Второй слой представлен широкой набережной, которая входит в состав прогулочного бульвара, проложенного вокруг Марины. Набережная оборудована хорошими видовыми площадками, пристанями для прогулочных катеров, скамейками для отдыхающих. Ширина позволяет пользоваться ею как отдыхающим, так и пешеходам, которые идут по делам, а также спортсменам или просто любителям бега.

Третий слой примыкает к набережной, обозначен коричневым цветом и предназначен для велосипедистов, по нему могут проезжать электрокары либо триа-байки. При помощи последних средств передвижения внутри Марины перемещают мелкие, необходимые грузы.

Четвёртый слой включает в себя уютные объекты благоустройства, среди которых фонтаны, детские городки, террасы кафе и ресторанов, зелёные насаждения, скамейки, рекламные щиты, уличные указатели, светильники, места проката велосипедов, триа-байков и др.

Пятый слой представлен фасадами городских вилл, нижняя часть которых соседствует с высотными зданиями городских апартаментов. Особенность такого соседства в том, что каждый из рассматриваемых объектов имеет свой собственный удобный подход и либо выделенный, либо скрытый навесом или подпорной стеной вход. В большинстве случаев входы в городские виллы расположены на специальных поднятых над бульваром террасах. На террасах и крышах городских вилл расположены бассейны и зелёные насаждения.

Шестой слой – это высотные дома, где расположены гостиницы и городские апартаменты. Между ними размещаются магазины, рестораны, кафе, торговые комплексы, фитнес-центры, мечети, офисы и др.

Седьмой слой – это автомобильные магистрали с тротуарами и проезжей частью. Особенность их в том, что тротуары по сравнению с нашими магистралями имеют меньшую ширину. Они входят в состав удобной скоростной транспортной системы автодорог Дубая. Объекты этого слоя служат своеобразным буфером, за которым начинается то, что мы привыкли считать обычной городской территорией. Здесь среди привычных городских объектов, гостиниц и апартаментов расположены жилые дома, офисы, банки, торговые центры, обслуживающие объекты. Рядом с ними проходят линии метрополитена с современными станциями, оборудованными шикарными вестибюлями…



Многофункциональный комплекс сложной структуры

При знакомстве с районом Дубай Марина не перестаёшь удивляться простым вещам, которые здесь воспринимаются совершенно по-другому. Например, строительство отеля возле вашего дома вы можете даже не заметить. Никаких шумов, разбитых грузовиками дорог, как на отечественных стройках, здесь не наблюдается. Проходит два-три месяца, и перед вами вырастает остов ещё одного здания, которое быстро приобретает вполне законченный вид.

Здания в Дубай Марине построены единовременно, единой компанией-застройщиком, по комплексным проектам, имеют схожие конструктивные решения, в них используются идентичные материалы, детали и т. д. Витоге, шаг за шагом, объекты района вплетаются в единую объёмно-пространственную систему, где частное постоянно дополняет общее.

И наконец, когда начинаешь осознавать, что перед нами огромный многофункциональный комплекс сложной структуры, возникает уважение к тем, кто всё это создал. Причём, в отличие от обычных подобных объектов, район поражает масштабами и своей самодостаточностью. При знакомстве с местными жителями удалось выяснить, что многие из них даже не покидают район и не знают, что находится за его пределами. Потому что им здесь комфортно и всё у них есть.

Происходит последовательное развитие крупного города как единого целого из самостоятельных самодостаточных полуавтономных частей. Каждая из этих составляющих являет собой новый район, в который входят различные функциональные объекты. При этом планировочный каркас (дороги и инженерные коммуникации) создает решётку, внутри которой образуются пустоты, заполняемые постепенно формируемой новой застройкой. Вместе с ней по мере освоения возникает искусственный природный ландшафт.

Главные факторы, позволяющие достигать таких результатов, заключаются в том, что местные жители уважают свою страну, в которой родились, работают и живут. Уважают свои семьи, свою религию и обычаи. Любят себя, своих детей, уважают родственников и старейшин. И, самое главное, дома тратят силы и средства на будущее, которое создаётся уже сегодня…

Когда смотришь на всё построенное, понимаешь, что эта красота обходится недёшево и на Дубай Марине воздух «пахнет большими деньгами»… Нужно отметить, что местные застройщики тоже считают деньги. Но, даже при их наличии, экономия средств осуществляется за счёт планирования, отсутствия долгостроя, хорошего маркетинга, разработки и внедрения выгодных коммерческих программ, а также жёсткого контроля за их реализацией.



Пустыня, вода, архитектура

Приезжающих в ОАЭ европейцев удивляет всё: например, умение местных жителей ориентироваться в пустыне, их неповторимые обычаи и традиции. Начинаешь понимать, что «Восток дело тонкое» и что в архитектуре Дубая присутствует своя восточная философия, которую не всегда удаётся обосновать, не всем удаётся понять, и от этого она имеет свой неповторимый колорит.

Пальмовый остров (Пальма Джумейра) выходит на 6,5 километров вглубь Персидского залива, примыкает к Дубай Марине и носит название «восьмое чудо света». Когда попадаешь на него, возникает ощущение не только обособленности и защищённости, но и тревожное чувство оторванности от внешнего мира. Вокруг во все стороны, кроме берега, простирается водная гладь, а вы – на острове, в своих апартаментах. Это всё равно, что вы попали в оазис, а вокруг него пески, пески… Кому-то это покажется уютным, а кому-то нет.

На Дубай Марине такого ощущения не возникает. Для европейцев здесь всё привычно, есть визуальная связь с внешним миром, есть вода, есть узнаваемые принципы построения пространства. Но в то же время есть свой восточный непостижимый внутренний мир, наполняющий окружающее своей энергией и неповторимым содержанием.

Бурдж Халифа, расположенный в деловом центре Дубая, – на сегодня самый большой небоскрёб в мире: его высота составляет 828 метров. Этот объект на самом деле представляет собой огромный многофункциональный комплекс, построенный по принципу «город в городе». Для его жизнеобеспечения и независимого существования здесь созданы все условия.

Размещение комплекса небоскрёбов, в состав которых входит Бурдж Халифа, похоже на драгоценное ожерелье, украшающее центральную часть Дубая. Причем в этом ожерелье Бурдж Халифа – самый драгоценный камень, он больше похож на музей или большую, очень дорогую игрушку.

Когда вы поднимаетесь на скоростном лифте на 124-й этаж небоскрёба Бурдж Халифа, перед вами на три стороны от залива простирается пустыня, с четвёртой стороны виден залив. Горизонт уходит далеко за границы города. При этом вы ощущаете какую-то тревожную напряжённость и пустоту, окружающий мир становится «таким беззащитным и хрупким». Почувствовать это можно тогда, когда познакомишься с этими достопримечательностями поближе…

Вода – одно из главных необходимых составляющих для нормального существования всего живого в Дубае. Но для создания пресной воды приходится опреснять морскую. А для технических нужд применяют очищенную после первого использования воду. Такой водой, например, поливают деревья. Полив обходится недёшево: на каждое дерево приходится тратить около 2 тысяч дирхам в год.

Особенностьархитектурных приёмов, используемых при строительстве рассматриваемых объектов, в том, что они построены на синтезе традиционных и новых мировых архитектурных направлений. Это, на наш взгляд, главный принцип современного формообразования объектов в Дубае. Он объединяет все направления, всех авторов и все постройки.

Создаётся огромная пирамида, возводимая из взаимоотношений между людьми, построенными объектами и огромным пространством пустыни, у которого отвоёвываются необходимые для жизни островки.При этом во главу угла поставлен человек, потребитель создаваемой архитектурной продукции. Стремление сделать удобным всё, например, даже разместить детские площадки под мостами через залив на Марине – вот главное, что отличает такие подходы. На площадках есть тень, которая создает прохладу и уют, здесь поддерживается чистота и порядок. Нравится не только детям, но и взрослым.



Возвращение на землю

В нашем отечестве не принято оплачивать идею или красоту. Вкус заказчика – это огромный пресс, который давит на сознание архитекторов, и чем дальше, тем труднее становится. А раз так – в конце концов, архитектурную идею можно и задавить…

С другой стороны на нас давит пресс административно-номенклатурной управленческой архитектурной власти. А мы, архитекторы, находимся где-то между ними, как между молотом и наковальней…