А.Г. Вайтенс. «Л.А.Ильин – главный архитектор послереволюционного Петрограда – Ленинграда (1924-1938 гг)»

Сведения об авторе:

А.Г.Вайтенс. Канд.арх., профессор кафедры «Урбанистика и дизайн городской среды» СПбГАСУ


В этом году исполняется 130 лет со дня рождения Л.А.Ильина. Несмотря на ряд появившихся за последнее время публикаций о нем, его деятельность как градостроителя, определившего пути развития Ленинграда в 1920-х-1930-х гг., и как главного архитектора города, руководившего разработкой генеральных планов, исследована еще недостаточно. Но прежде, чем перейти к изложению этих сторон его деятельности, хотелось бы кратко остановиться на том состоянии, в котором находился Петроград сразу после революции.

После переноса столичных функций в Москву в марте 1918 г. городское хозяйство и жилой фонд Петрограда находились в крайне тяжелом состоянии. Из-за недостатка продовольствия и топлива и других лишений первых послереволюционных лет население Петрограда начало быстро сокращаться (с 2,3 млн. чел. в середине 1917 г. по 740000 к концу 1920 г. – т.е. почти втрое). Промышленность города практически не работала. Люди уходили из города.

 

Поэтому уже в 1921 г., сразу после введения НЭПа, на страницах немногочисленной профессиональной печати развернулась дискуссия о направлениях градостроительной реконструкции Петрограда в начале 1920-х гг между известным врачем-гигиенистом З.Г. Френкелем и Л.А. Ильиным. Первый настаивал на приоритетной реконструкции центральной части города, мотивируя это наличием сложившейся инженерной инфраструктуры и капитальных домов. Л.А.Ильин считал необходимым начать широкомасштабное развитие заброшенных периферийных районов Петрограда, где находились основные промышленные предприятия, с тем, чтобы приблизить будущие жилые территории к местам приложения труда. В конечном счете возобладала точка зрения Л.А.Ильина.

 

 

3-MM10-1-1

Л.А. Ильин — заведующий Отделом архитектуры и городского строительства Музея года. Петроград. 1920

 

 

В сентябре 1918 г. декретом А.В. Луначарского был основан Музей города. В его системе очень скоро был создан Отдел архитектуры и городского строительства, который возглавил Л.А. Ильин. Он же руководил и Секцией планировки и застройки, которая была создана в этом отделе.(Илл.1)

 

В начале 1920-х гг строительная деятельность в Петрограде начала понемногу оживать. Задачи развития кооперативного строительства в Ленинграде сделали необходимым поиск территорий для этого строительства. Комиссия по перепланировке Петрограда (1923) начала градостроительные работы в этом направлении. В конце 1925 г. под руководством Л.А. Ильина было создано  Бюро по планировке Ленинграда, куда вошли известные архитекторы и инженеры В.В. Данилов, В.Я. Курбатов, А.В. Самойлов, В.Ф. Геллер, П.В. Ковальская. В этом архитектурно-градостроительном коллективе были развернуты проектные работы по кардинальной реконструкции северной части Московско-Нарвского района.(начало 1925 г.).(Илл.2).

 

 

3-MM10-1-2

Л.А. Ильин. Проект перепланирования района улицы Стачек южнее Нарвских ворот. 1925

 

 

В Марте 1925 г. Главное Управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР утвердило «Правила распланировки и застройки городов». Эти Правила определили необходимость всем городам РСФСР иметь городские планы и проекты планировки селитебных частей. Для реализации этих планов и проектов в системе Откомхоза Ленсовета было создано Отделение по планировке города, которое городские власти поручили возглавить Александру Федоровичу Шарову, участнику гражданской войны, получившему инженерное образование в начале 1920-х гг. Возглавить подобное объединение мог только известный градостроитель, большой знаток города, поэтому А.Ф. Шаров начал переговоры с М.И. Рославлевым и Л.М. Тверским (не увенчались успехом) и с Л.А. Ильиным, который дал свое согласие и начал работу с урегулирования текущей планировки (от частного к общему). С 1925 по 1938 гг. А.Ф. Шаров и Л.А. Ильин успешно работали вместе, решая непростые задачи текущего регулирования развития города на Неве. Позже в этот градостроительный центр пришли Л.М. Тверской, Е.И. Катонин и В.А. Витман.

С 1928 г. Отделение по планировки города получило статус Подотдела Откомхоза Ленсовета. В этом Отделении, по решению Л.А. Ильина, произошло разделение функций сотрудников по территориальному принципу: Центральный и Московско-Нарвский районы – Л.А. Ильин, Володарский – В.А. Витман, затем Л.М. Тверской, Выборгский – В.А. Витман, Петроградский – Е.И. Катонин, Василеостровский – В.В. Данилов). Подобное разделение в последующие десятилетия доказало свою управленческую эффективность. Другим важным шагом Л.А. Ильина стало создание при Отделении межведомственного органа – Планировочного совещания – экспертного органа и предтечи современного градостроительного Совета при ГЛавАПУ. В этот орган вошли не только известные архитекторы и градостроители, но и представители партийной и советской власти, промышленных и транспортных ведомств, здравоохранения и культуры.

Важным этапом работы в середине 1920-х гг стал сбор Л.А. Ильиным исходных данных для проектов планировки частей города и города в целом. «Жизнь нашего города требует планировки – писал Л.А. Ильин в 1927 г. – От нарастающей вереницы застройщиков-частников, с их требованиями на мелкие участки по окраинам города, и до участков-колоссов для лесных бирж, для новых заводов, для новых школ, для поселков – все требует указания своего места, т. е. планировки теперь же… Выполнение планировки при таких условиях требует своей тактики, заключающейся в том, чтобы при разрешении реальных, частичных, текущих задач не разойтись с будущим целым — планировкой всего города.

Основу планировочной работы, как известно, составляют исходные данные, характеризующие все стороны городского хозяйства, экономики, науки и культуры города. Отделение ими фактически не располагало. Ильин начал с того, что разработал подробнейшую программу, по которой следовало вести накопление этих сведений. Программа состояла из 5-ти тематических разделов: 1) Естественно-исторический; 2)Промышленно-экономический; 3)Транспортный; 4)Благоустройства; 5) Общий.

Каждый из этих разделов делился на группы, включавшие до 250 вопросов. Среди учреждений и организаций, в которых Отделение вело сбор материалов, ведущими были Промбюро, руководившее промышленными предприятиями всесоюзного значения, отдел местной промышленности Ленсовета, портовое и Железнодорожное управления, т.е. органы, руководившие градообразующими предприятиями. Это направление работы в деятельности отделения и его руководства всегда стояло на первом месте.

 

 

Вторым важнейшим направлением была геодезическая съемка города, которая должна была дать планировщикам главный исходный документ – точный план существовавшего расположения центральных и периферийных районов Ленинграда. Такого документа также не было. Последние планы города издавались на основе «Плана Шуберта» (1828 г.) работать по ним было невозможно. Л.А.Ильин обратился к помощи аэрофотосъемки. С помощью «Воздухофлота» были созданы подосновы районов нового строительства.

 

В 1926 – 1927 гг была проведена геодезическая съемка территорий нового строительства. К концу 1928 г. были отсняты и картографированы все окраинные районы, в 1929 г. была завершена съемка всей территории города и была начата съемка районов области. Позднее этот опыт был использован в других городах страны.

 

Разработка проекта планировки Ленинграда была начата Отделением планировки от частного к общему с эскизных схем Васильевского острова и Петроградской стороны. Л.А. Ильин в соавторстве с В.В. Даниловым детально занимался Васильевским островом. По их проектам началось преобразование  Большого проспекта в бульвар с удобными местными проездами. (Илл.3).

 

Схема районирования Ленинграда была завершена к концу1927г. В ней были определены три направления развития Ленинграда. Селитебные территории предполагалось развивать в северо-восточном и юго-западном направлениях. Промышленность предполагалось развивать вверх по течению Невы. Эти направления определили основу агломерационного развития Ленинграда.(Илл.4) Пригородные территории рассматривались Л.А. Ильиным как резерв для будущего размещения промышленной и селитебной зон.

 

Помимо этого, Л.А. Ильиным были определены три принципа районирования города: сохранение планировочной структуры исторического центра, стабилизация существовавших промышленных предприятий на исторических местах, вывод Ленинграда на приморские территории. Концентрическая пространственная композиция Зональной схемы, формулирование Л.А. Ильиным идеи создания Ленинградской агломерации – эта концепция предусматривала неприкосновенность центрального городского ядра, преобразование и новое строительство на периферийных районах (Илл.5).

 

К 1929 г. была завершена разработка Зонального плана (Илл.6), а в 1933 г. – Проекта планировки Ленинграда. По этим градостроительным документам были уточнены проектные границы города и утверждено приращение территорий на севере и юге города (Илл.7). Транспортная схема к данному проекту представляла особый интерес Ее особенности состояли в предложениях по созданию в городских границах системы транспортных полуколец и магистралей в направлении запад-восток, в которых традиционно нуждался город.(Илл.8). В процессе разработки этих планов было произведено выявление территориальных резервов для дальнейшего развития Ленинграда (Илл.10).

 

Обсуждение принципов построения Зонального плана Ленинграда происходило в феврале 1930 г. Л.А. Ильин настаивал на «Разгрузке города» – децентрализации. «…На вопрос о децентрализации Ленинграда надо ответить положительно, – отмечал он, но и определить, что под этим должно подразумеваться». Л.А. Ильин понимал децентрализацию как общую направленность генеральной, рассчитанной на многие годы, градостроительной политики. Ее цель – бережное сохранение основного сложившегося городского ядра и формирование вокруг него пояса «сателлитных концентров» – городов-спутников со своей определенной специализацией.

 

В 1931-1933 гг. под руководством Л.А. Ильина были разработаны «Основные установки планировки Ленинграда» – система прогностических и программных экономических данных, которые легли в основу расчетов по территориям, необходимым для будущего строительства. Эти основополагающие исходные данные были утверждены на городском уровне и опубликованы.

 

Вариант Генплана Ленинграда во взаимодействии с окружающими территориями весной 1935 г. не был утвержден. Первая причина – угроза Ленинграду со стороны Финляндии. Несмотря на соглашения, Финляндия начала строить оборонительные сооружения. По варианту Генплана границы «Большого Ленинграда» совпадали с государственными, что считалось городским руководством недопустимым. В связи с этим, АПО было предложено пересмотреть северное направление перспективного роста Ленинграда. Существовала и другая причина пересмотра этого Генплана.

 

 

3-MM10-1-3

Проект планировки Большого проспекта в Ленинграде

 

3-MM10-1-4

Основная схема развития Ленинграда. 1927

 

3-MM10-1-5

Схема районирования Ленинграда

 

3-MM10-1-6

Зональный план Ленинграда. 1929

 

3-MM10-1-7

Эскизный проект планировки Ленинграда. 1933

 

3-MM10-1-8

Эскизный проект планировки Ленинграда. Схема магистралей. 1933

 

3-MM10-1-9

Распределение территории планировочного района. Конец 1920-х

 

3-MM10-1-10

Проект планировки Ленинграда. Дипломный проект студентов ЛИИКСа. 1936

 

 

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. «О генеральном плане реконструкции города Москвы» ориентировало архитекторов-градостроителей на создание компактной структуры реконструируемых городов. Пригородная зона Ленинграда должна была превратиться в зону отдыха. От строительства дамбы было предложено отказаться. Л.А. Ильину пришлось отказаться от принципа концентрического, равномерного роста города во всех направлениях. Взаимоотношения города и окружающих территорий стали пониматься руководством города более узко и упрощенно, пригородная зона превратилась преимущественно в зону отдыха. На этих принципах Архитектурно-планировочному отделению Ленсовета было предложено переработать представленный Проект планировки.

 

С учетом этих директив схема планировки Ленинграда была разработана в крайне сжатые сроки (август – октябрь 1935 г.). Расчетный срок этого градорегулирующего документа был определен в 10 лет. Были созданы 29 комиссий Ленсовета, разрабатывавших отдельные разделы будущего Генерального плана. В качестве экспертов в эти комиссии были приглашены ведущие архитекторы, экономисты, инженеры, транспортники, представители промышленных министерств и ведомств. В сентябре 1935 г. был проведен конкурс на проект Схемы генерального плана. В этом конкурсе приняли участие и студенты-дипломники ЛИИКС, в том числе и А.И. Наумов, впоследствии крупный градостроитель Ленинграда (Илл.12).

 

В начале ноября 1935 г. схема Генерального плана была утверждена городским руководством (Илл.13). Параллельно были разработаны и утверждены «Правила застройки города Ленинграда» – одно из средств реализации нового Генерального плана. В этих Правилах, помимо определения предметов ведения городских властей в области градорегулирования, были определены порядок предоставления территорий и их изъятия для общегородских целей.
Новая схема Генплана исходила из проектной численности населения в 3,5 млн.чел. При новой пониженной норме плотности застройки в 400 – 500 чел/га это требовало увеличения территории города почти вдвое — с 310 кв.км до 560 кв.км. Сильно развиваясь на юг – до р. Ижоры и западнее Стрельны, город предельно сжимался на севере. Л.А. Ильин рассматривал будущий центр как исключительно деловой и административный, но при этом настаивал на сохранении исторического центра и оставлении в нем ряда городских функций. «Не может быть такого положения, – утверждал Л.А. Ильин в 1936 г. – чтобы та часть, которую мы сейчас называем центром Ленинграда, стала районным или периферическим центром. Главный центр города останется здесь и в будущем, он потребует расширения, но не перемещения в направлении к югу».

 

В 1936 г. началась реализация первой очереди Генерального плана. Трудности этой реализации состояли в том, что параллельно с уточнением схемы генерального плана было необходимо вести широкомасштабное жилищное строительство вдоль основных магистралей, прежде всего Международного (позднее Московского) проспекта (Илл.14). Проектирование этого строительства, ввиду жестких сроков возведения жилых зданий, осуществлялось, помимо института «Ленпроект», множеством мелких проектных организаций, что создавало дополнительные организационные трудности.

 

В 1937-1938 гг. под руководством Л.А. Ильина был разработан проект площади Ленсовета и проведен конкурс на новое здание Ленсовета (Илл.15). Л.А. Ильин принял участие в этом конкурсе, однако первая премия была присуждена проекту Н.А. Троцкого (Илл.16).Этот проект был реализован к концу 1940 г.

В середине 1938 г. Л.А. Ильин был неожиданно снят с поста главного архитектора Ленинграда. Исследователи его творчества, в частности Е.П. Бусырева, справедливо связывают это событие с общеполитическим контекстом того времени. До 1938 г. Л.А. Ильина поддерживал и защищал от необоснованной критики и нападок А.Ф. Шаров, пользовавшийся в партийных кругах Ленинграда значительным авторитетом. Однако, в начале 1938 г. он был переведен в Москву, где возглавил Отдел градостроительства Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР. С новым руководством Архитектурно-планировочного отдела Ленсоветау у Л.А. Ильина отношения не сложились. Новому руководству не нравились независимость его суждений, принципиальность по профессиональным вопросам. Он был беспартийным, а его недоброжелатели не забывали о его «дезурбанистических» взглядах и дворянском происхождении.

 

На его место был назначен его молодой коллега и ученик Николай Варфоломеевич Баранов (1909-1989). Вместе с ним к руководству градостроительным развитием Ленинграда пришли молодые архитекторы, получившие образование уже в советское время. А.И. Наумов на долгие годы стал его заместителем. Новый коллектив архитекторов-градостроителей, сложившийся вокруг Н.В. Баранова, в предвоенные годы уточнил схему генерального плана Ленинграда 1935 г.

 

Л.А.Ильин вернулся к преподаванию и теоретической деятельности. В период блокады он остался в осажденном Ленинграде и погиб во время артобстрела в начале 1942 г.

 

 

3-MM10-1-11

Проект планировки Ленинграда. Утвержденный вариант. 1935

 

3-MM10-1-12

 

3-MM10-1-13

 

3-MM10-1-14

 

3-MM10-1-15