Во вкусе умной старины…

В загородном строительстве последних лет мы наблюдаем следующие тенденции: с одной стороны, использование в индивидуальных и типовых проектах всех архитектурных стилей со времён Царя Гороха, как в более или менее чистом виде, так и в разнообразных эклектичных вариантах, с другой – подчёркнуто функциональные, экономичные таунхаусы и коттеджные посёлки, выполненные по типовым проектам, разработанным различными проектными организациями. Третий путь – строительство домов по оригинальным проектам представителей современной западной архитектуры и их российских адептов (в качестве наиболее яркого примера третьей тенденции можно привести Capital Hill Residence Захи Хадид в Барвихе).


13A-98-1

13A-98-1



Архитектор Алексей Васильев в работе над проектированием архитектурного ансамбля частной усадьбы в Шуваловском парке обращается в качестве стилистической доминанты к стилю неоампир. Такое решение представляется в данном случае наиболее оправданным, так как определяется и уникальной историей места, и окружающей участок архитектурной и природной средой1.

Усадебно-парковый ансамбль, организованный А. Васильевым, представляется нам одним из удачных примеров решения задач современного проектирования и строительства средствами классической архитектуры. Хотелось бы отметить гармоничное согласование дома и технических построек с окружающей природной средой, эффектное решение стилобата с двумя парадными лестницами, спускающимися в парк, отсутствие излишеств в применении элементов стилизованного классического декора на фасадах, деликатное использование современных деталей в виде стеклянных фонарей-пирамид.
О ходе работ над усадьбой расскажет сам архитектор.

С заказчиком впервые я встретился в конце 2004 года. Участок, предназначенный для строительства, был великолепным, но запущенным.

Расположенный в северной части Шуваловского парка, он находился в границах охранной зоны. (В нескольких сотнях метров от участка – усадьба Шуваловых, 1912–1914 гг., арх. С.С. Кричинский). На территории площадью 1,5 га с небольшим рельефом располагались два покрытых ряской, заросших водоёма: в юго-восточной части – проточный (нижний), в северо-западной – накопительный (верхний), на берегу которого впоследствии была построена баня. Восточная часть участка ограничивалась ручьём. С севера-востока на юго-запад, в направлении Шуваловского дворца, шла старая липовая аллея (большая часть деревьев болела, но впоследствии они были вылечены и бережно сохранены новым владельцем усадьбы).
На участке, значительная часть которого была занята огородами, располагались полуразвалившийся деревянный коммунальный дом и находившиеся в таком же состоянии хозяйственные и вспомогательные постройки. В результате проведённого культурологического исследования было определено время их строительства – 40–50-е годы ХХ века.
Так как участок является охраняемой зоной, разрешалась только реконструкция сложившейся застройки, при этом заказчик поставил определённую задачу – создания русской классической усадьбы XIX века, что в основном совпало с моим видением решения этой проблемы.
Эскизное проектирование велось около полугода. В течение этого времени определялась стилистика основного здания, его масштаб, пропорционирование, согласованность с природным окружением. А оно ставило интересные задачи, благодаря наличию каскадного рельефа, липовой аллеи и водоёмов. Параллельно уточнялись площади и места «посадки» технических построек: хозяйственного блока, включающего гараж на три автомобиля, котельной, служебных помещений, кладовой и помещения для охраны (его архитектура воспроизводила облик старых «каретных дворов»), бани с террасой, «висящей над прудом», решённой как садовый павильон. Одновременно намечались места технических площадок, автостоянок, подъездов, парковых дорожек, подпорных стенок, дополнительных посадок. Эта работа велась в согласовании и полном взаимопонимании с заказчиком.
Новый дом был поставлен на месте старого. Особенности рельефа с перепадом в три метра в сторону нижнего пруда определили его объёмно-планировочное и композиционное решение. С юго-восточной стороны развитый стилобат образует террасу с двумя парадными лестницами, спускающимися в нижний «регулярный парк». Внутри этой части стилобата находится помещение бассейна с большим панорамным окном, также обращённым в сторону регулярной части усадебного парка и пруда. Юго-восточный фасад обогащён ротондой, являющейся основным композиционным элементом внутреннего двухсветного помещения гостиной. Северо-западный фасад акцентирован четырёхколонным портиком. Соответственно, здание имеет два главных входа – западный и восточный. Восточная часть парка подчинена природному ландшафту и носит пейзажный характер.
Выдержанный в духе основных стилистических особенностей русского неоампира, загородный особняк, безусловно, потребовал введения дополнительных, соответствующих современным функциям, объёмов. Так появилось решение создать монументализированный стилобат, принадлежащий скорее парку, нежели самому дому. В целом, архитектурная идея понималась не как копирование, но как стремление к решению современных задач средствами классической архитектуры, органично соответствующей окружающему пространству. Это продиктовало индивидуальную прорисовку каждой отдельной архитектурной детали при стремлении к сохранению классических пропорций.
Внутренняя планировка дома решена в традиционной форме анфиладного расположения комнат, группирующихся вокруг центральной (парадной) двухсветной зоны, объединяющей помещения двух жилых этажей в единое целое двухмаршевой перспективной лестницей. На первом этаже расположены кухня, столовая, гостиная, спальня. На втором – три гостевые спальни и кабинет хозяина дома. В цоколе находятся домашний кинотеатр, винотека, бассейн с дорожками длиной 21 м, дополнительные служебные помещения.
Все три здания имеют разные конструктивные особенности. Основной дом кирпичный на монолитном цоколе, оштукатуренный. Баня сложена из бруса. Хозяйственный блок – деревянный каркас, обшитый деревом и также оштукатуренный.
Проектирование и согласование продолжалось больше года. Строительство началось в мае 2006 года, закончилось в 2008 году.
Для декорирования внутренних помещений дома была приглашена выпускница кафедры интерьера и оборудования Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица дизайнер Варвара Климова.



1 Шуваловский парк является памятником садово-паркового искусства и архитектуры XVIII – начала XX вв. На его территории находится бывшая летняя резиденция графов Шуваловых, Воронцовых-Дашковых, построенная архитектором С.С. Кричинским в 1912-1914гг в неоклассическом стиле, псевдоготическая православная церковь Святых апостолов Петра и Павла по проекту А.П. Брюллова 1831 г., ряд других исторических построек.   Парк внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется государством.