Доклад экспертной группы «Улицы Петербурга»

Упорядочение рекламы и информации в Санкт-Петербурге

Общественная экспертная группа «Улицы Петербурга» представила доклад об упорядочении рекламы и вывесок в Санкт-Петербурге. Документ развенчивает представление о том, что наружная реклама выгодна городскому бюджету, поэтому ради нее стоит пожертвовать безопасностью дорожного движения, отдать ей все фасады и тротуары, а горожане должны с этим смириться.

Также документ дает понять огромный масштаб стоящей перед городом задачи по избавлению от легальной и нелегальной рекламы. Проблема не может быть решена одним лишь повышением штрафов или показательной очисткой Невского проспекта. Вопрос требует серьезной проработки Правительством Санкт-Петербурга.

 


Санкт-Петербург — не первый мегаполис, который столкнулся с массированным информационным нашествием. Современные города стремятся ограничить рекламу в городском пространстве и снизить прямой и косвенный ущерб, который, как правило, значительно превышает потенциальную выгоду.

Доклад обозначает путь, на который Санкт-Петербург должен встать безотлагательно, чтобы через 3-5 лет причислить себя к гордому списку городов, избавившихся от визуального мусора, к которому относятся избыточные вывески и рекламные конструкции.

Реклама все больше становится контекстной и нацеленной. Размещение огромных щитов в городе – привет из прошлого века. Сокращение рынка наружной рекламы должно стимулировать рекламодателей больше тратить на рекламу в СМИ. Они выполняют важную социальную функцию и выживают сегодня только благодаря рекламе.


Доходы бюджета от наружной рекламы образуют лишь 0,1% доходной части бюджета (данные председателя Комитета по печати и взаимодействию со СМИ С. Г. Серезлеева), вся отрасль создает 0,2% валового регионального продукта. Таким образом, исчезновения с улиц назойливой рекламы в финансовом плане город просто не заметит.


Нужно открыть перспективы улиц, закрытые щитами, наладить контроль за вывесками, приравнять нелегальную расклейку к серьезному преступлению – и мы увидим совсем другой Санкт-Петербург.

Доклад – это итог многолетних наблюдений за рекламой и вывесками в городе. Он обобщает результаты натурных исследований на улицах города, анализ правовой практики и системы государственного регулирования отрасли.


В докладе больше картинок, чем текста. Однако если вам некогда изучать доклад, советуем прочитать хотя бы вступительные разделы, которые введут вас в актуальную повестку.

 


Ссылка на доклад в pdf:

https://drive.google.com/open?id=0B3gQG_dB9bc5eExNbEdTcG9NV28&authuser=0

Иллюстрации можно заимствовать в группе:

https://vk.com/albums-72677666

 


Основные предложения:

1. Разработать простой и быстрый электронный механизм согласования вывесок по принципу «одного окна».

2. Создать единую общедоступную базу рекламных и информационных конструкций, чтобы не только контролирующие органы, но и любой гражданин мог проверить законность размещения.

3. Развить архитектурно-художественный регламент путем разработки дизайн-кода, то есть документа, который наглядно иллюстрировал бы правила размещения вывесок на исторических и типовых зданиях.

4. Привести наружную рекламу в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения. Для этого должны исчезнуть рекламные конструкции над дорогой, на разделительных полосах, вблизи перекрестков и переходов, а также мигающие и видеоэкраны.

5. Размещать рекламу на уже встроенных в городскую среду объектах – остановках транспорта, туалетах, урнах. Так она не будет создавать препятствий пешеходам.

6. Не смешивать рекламу и городскую навигацию.

7. Победить незаконную расклейку и нанесение рекламы краской можно методом автоинформатора, который блокирует указанные в ней номера телефонов. В сочетании с активной информационной кампанией, побуждающей петербуржцев бороться с этим злом, и ежедневной очисткой это даст эффект в течение одного года. Для начала стоит провести полицейскую спецоперацию по выявлению организаторов.

8. В общественном транспорте не размещать рекламу внутри салона и на стеклах. Звуковая реклама в транспорте и на эскалаторах метро должна быть запрещена полностью.

9. Включить в городскую комиссию по социальной рекламе независимых специалистов. Чтобы социальная реклама была действенной, нужно, чтобы ее разрабатывали не чиновники, а профессиональные рекламисты, дизайнеры, психологи.

10. В перспективе перед Санкт-Петербургом встает задача разработки единого и подробного руководства по городскому дизайну, которое определит, где, что и как должно стоять, висеть, лежать на городских улицах и в общественных пространствах.

Предыстория вопроса

В Санкт-Петербурге действует Городской штаб благоустройства. Это орган, который координирует работу ведомств по обеспечению надлежащего облика города.

На февральском заседании штаба много времени было уделено рекламе и вывескам, которые размножаются стремительно и практически бесконтрольно. Впервые на штабе прозвучало предложение принудительного демонтажа конструкций и блокирования телефонных номеров автодозвоном.

Возглавляющий штаб вице-губернатор Игорь Албин дал поручение Комитету по благоустройству создать «Рабочую группу по разработке плана мероприятий по нормализации ситуации с размещением рекламы в Санкт-Петербурге».

В результате работы группы появился настоящий доклад.

 


Более глубокая предыстория

Федеральное законодательство проводит разделение между информационными вывесками (магазинов) и рекламой.


В части вывесок важную роль сыграл принятый в 2014 году Архитектурно-художественный регламент объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге. Однако ожидаемый эффект этого документа оказался нивелирован отсутствием адекватных механизмов исполнения. Главный художник Санкт-Петербурга признал, что из 1423 рекламных и информационных конструкций на Невском проспекте 1164 незаконны. Это не считая нелегальной расклейки.


В части рекламы, без преувеличения, самым мудрым решением администрации города за последние 25 лет стало принятое в 2014 году решение о новой схеме размещения рекламы, предусматривающей сокращение с 10 000 до 532 единиц.


Затем город подвергся самому настоящему шантажу со стороны нескольких представителей рекламной отрасли. Этот бизнес, существующей только благодаря городу и использующей дефицитный городской ресурс 
не учитывает интересы миллионов петербуржцев и не хочет соблюдать закон, втягивая город в судебные и медийные войны.


Под давлением рекламного лобби в декабре того же года случилось резкое изменение позиции городского руководства. Начались нелепые переговоры с федеральным правительством по поводу официального разрешения отдельному городу нарушать принятые в стране нормы безопасности движения и затягивание с демонтажом незаконных конструкций.


Сейчас Петербург снова стоит перед угрозой легализации более чем 10 000 рекламных конструкций на целых 10 лет.


Решительные меры по ограничению рекламы сегодня предпринимает не только Москва, но такие города как Красноярск, Великий Новгород, Одинцово.


Снижение спроса на рекламу вследствие экономического кризиса – удачный момент пересмотреть отношение города к ее присутствию.

 


Об авторах

Общественная экспертная группа «Улицы Петербурга» (первоначально называлась  «Питер без рекламы») возникла в 2014 году как реакция горожан на многолетнее бесцеремонное вторжение легальной и нелегальной рекламы и информации в облик и повседневную жизнь города.

 


Над докладом работали

Леонид Андрухов, Дмитрий Гусев, Анна Иванова, Иван Лендяшов,
Вадим Линин, Юрий Макарычев, Александр Минаков, Александр Петров, Дмитрий Сущих, Тимофей Чуров, Роман Шайхайдаров.

vk.com/ulitsy