Жилой комплекс «Под бжезами»
или Висячие сады в Варшаве

Жилой комплекс “Podbrzezami” («Под берёзами») на юге Варшавы – это настоящий оазис природы рядом с широкой, напряжённой трассой. Его главный автор, известный польский архитектор Марек Будзинский (Marek Budzynski), убеждён, что нарастающее глобальное противоречие между человеком и природой можно разрешить средствами архитектуры. И доказывает это.

 

 

DA-10-0

 

 

Снаружи комплекс – это оживлённый променад с магазинчиками, кафе и услугами, а внутри – утопающий в зелени изолированный двор с небольшими водоёмами, где плещутся утки и даже плавают красные рыбки. Трудно поверить, что этот райский уголок находится на крыше паркинга, но прямо посередине двора есть тому «доказательство»: три световых фонаря, пропускающих солнечные лучи в полуподземный гараж.  

  DA-10-1  

С одной стороны, это обеспечивает экономию электроэнергии, а с другой – делает более комфортным пребывание автовладельцев в «салоне наших любимых автомобилей», как говорит Марек Будзинский. Впрочем, «биологически активную», поверхность у него может иметь не только крыша паркинга, но и крыша дома, стены, выступающие террасы…   ЖК «Под берёзами» представляет собой два разомкнутых разноуровневых квартала нерегулярных очертаний с верхней отметкой в 7 этажей. Их «каркасом» являются корпуса, примыкающие к перекрёстку и образующие в плане усечённый прямой угол. По мере углубления во двор корпуса изгибаются, подчиняясь логике участка.


DA-10-12

Защищённый от магистрали, комплекс открыт в сторону соседней жилой застройки, но за счёт подземного гаража его двор значительно приподнят. Ни с чем иным, как с ухоженным ботаническим садом, его сравнить невозможно, хотя растут здесь только местные растения, устойчивые к морозам. Дворовое пространство полностью изолировано от автомобилей, за исключением пожарного въезда между двумя кварталами, но и здесь идиллия верхнего сада не нарушается: над автомобильной дорогой перекинут лёгкий пешеходный мостик.


DA-10-2

Дизайнерская разработка ландшафта – непременная составная часть работы мастерской над любым проектом, которая начинается уже на стадии концепции. Зелень для Марека Будзинского – этот такое же образное средство в палитре архитектора, как и стены, окна или, скажем, колонны. Но его архитектура «зелёная» не только в плане богатой растительности: она экологичная. Травяная подушка на крыше и стенах – это естественный терморегулятор и пылевой фильтр, дождевая вода попадает в водосборники и используется для полива, компактные объёмы способствуют теплосбережению…   Главный приём, формирующий собственно архитектуру комплекса, строится на нерегулярной, террасной застройке, где террасы представляют собой каскад полноценных «висячих» палисадников, завершающийся озеленённой крышей.


DA-10-3

Палисадники принадлежат жильцам верхних этажей, тогда как жители «партера» имеют собственные небольшие участки на земле. Зелёные крыши – одна из фирменных «фишек» Марека Будзинского. В данном случае покрытая травой и редкими берёзками кровля рассчитана только на технический персонал, но чаще всего это полноценные рекреационные зоны, предназначенные для жильцов верхних этажей в домах, или вообще всех горожан – в общественных зданиях. (Наиболее известен в этом смысле уникальный общегородской сад на крыше библиотеки Варшавского университета – один из самых больших и красивых в Европе).   Выходящий на перекрёсток фронт корпусов уверенно «держит» угол, но при этом лишён «наступательного пафоса». Будзинский избегает нарочитой геометричности и жёстких формальных схем. В «мягком модернизме» Будзинского (его собственное выражение) угадываются исторические реминисценции – скорее в смысле подхода, чем «стиля». Традиционная архитектура была естественной и функциональной. Она была экологичной. Сверх того, она была «сакрально ориентированной», с чётко направленной вверх стрелкой творческого «компаса», что помогало расставлять приоритеты и упорядочивало её.   Эти базовые черты традиции Марек Будзинский последовательно воплощает современным ему языком. «Я всё меряю человеком», – говорит архитектор. При этом человек для католика Будзинского – это не просто плотность, полезная площадь и количество машиномест, а самая драгоценная часть сотворённого Богом Космоса. Подобным образом природа для него – не просто «экология» и «устойчивость», а тот самый прекрасный сотворённый Космос, которому он стремится подражать. Кредо Будзинского выражается в тезисе «Диалог природы и культуры», где природу он рассматривает как «творение рук Божиих», а культуру как «творение рук человеческих».   Принцип следования натуре выражается у архитектора не столько во внешнем природоподобии (хотя бионические колонны-деревья иногда присутствуют в его зданиях), сколько в поиске общих закономерностей, уподобляясь в своём роде классическому мимесису древних. Например, в природе нет идеально прямых линий: даже линия морского горизонта – это лишь малая часть земной окружности. В природе нет абстрактных, идеально правильных геометрических фигур, нет абсолютной симметрии, но есть дисимметрия. «Человек симметричен, – говорит Будзинский, но руки и ноги у него двигаются…». Все эти принципы помогают архитектору выстраивать визуальный диалог с биосферой. Его задача – формировать в человеке эмоциональное отношение к природе, побуждая любоваться ею и видеть в ней часть сотворённого Космоса, а не только стремительно оскудевающий источник ресурсов. В палитре Будзинского присутствуют и символические элементы: так, посередине двора, на месте, где сходятся пешеходные аллеи, установлена малая архитектурная форма – своего рода высокий подиум, увенчанный стройной берёзкой: архитектор приглашает жильцов восхититься произведением природы, как прекрасной статуей Афродиты.


DA-10-4

Полусферические беседки, увитые зеленью – это ещё и «антенны» для связи с небом: для этой цели в их ажурной зелёной крыше оставлено круглое отверстие…

 DA-10-5   DA-10-13

Архитектор, конечно, не вписывается в стандарты современного мейнстрима и осознанно идёт против тренда. Польские коллеги-модернисты нередко критикуют маргинальный «зелёный символизм» Будзинского, зато жильцы в восторге от его домов, а упомянутый выше висячий сад университетской библиотеки стал новой достопримечательностью польской столицы и одним из любимых прогулочных мест варшавян…

     DA-10-6   DA-10-7   DA-10-8   DA-10-9   DA-10-10   DA-10-11

 

DA-10-14b

Слева направо: Збигнев Бадовский, Ирина Бембель, Марек Будзинский, Кристина Илмужинска