Конструкция как образ мыслей.
К 10-летию ООО «АСТАЛЬ»

В конструкторское бюро «АСТАЛЬ» обращаются тогда, когда речь идёт о нестандартных и особо сложных решениях, когда зданию требуется острая, необычная, акцентная деталь, – словом, особый «конструктивный креатив». Руководитель фирмы Антон Смирнов – человек, влюблённый в строительные конструкции. За внешностью добродушного флегматика скрывается настоящий огонь, недаром красный цвет – цвет льющейся расплавленной стали – стал символом компании.

 

 

DA-9-1

 

 

 

 

Начало

 

 

Есть такой афоризм: чтобы понять человека – надо полюбить его. Также и с материалом. Антон Александрович полюбил лёгкие, бросающие вызов земному тяготению стальные конструкции в 1998 году на втором курсе ЛИСИ (нынешнего СПбГАСУ), когда лекции В.А. Нефедова открыли ему творчество ведущих западных архитекторов: Н. Фостера, Р. Роджерса, Р. Пьяно, Ж. Нувеля, З. Хадид… Увидев Центр Помпиду и заразившись стилем “хай-тэк”, он принял решение начать всё сначала, перейдя на первый курс факультета Промышленного и гражданского строительства. «Мне хотелось прийти к современной архитектуре от честной, открытой конструкции».

 

При этом архитектура по-прежнему будоражила его воображение: он продолжал общаться с бывшими сокурсниками, участвовать в конкурсах. Однако постепенно механика, сопротивление материалов и прочие составляющие инженерного дела затянули, и в 2001 году молодой специалист начал работать как практикующий конструктор.

Первым проектом в центре города стал козырёк для жилого дома архитектора Ю.К. Митюрёва на Боткинской улице.

 

 

DA-9-2

 

 

Затем, в 2002 году последовала работа со «Студией-17» над малыми формами ТЦ «Южный полюс», вдохновленная эстетикой пожарных кранов и брандспойтов.

 

 

DA-9-3

 

 

Параллельно инженер ездил в Германию для консультаций с ведущими специалистами инженерного дела. В ФРГ очень сильна школа конструирования, при этом базой немецких конструкторов являются открытия русского инженера В.Г. Шухова.

 

 

 

 

«АСТАЛЬ»

 

 

К 2004 году у Антона накопился достаточный опыт для открытия собственного конструкторского бюро. Сначала в частной квартире, а когда она перестала вмещать набирающий обороты процесс, коллектив из четырёх сотрудников перебрался в 10-метровую комнату с одним окном на улице Ватутина, рядом с Ленинградским Металлическим заводом. Предприятие было зарегистрировано 3 октября 2005 года, и эта дата стала официальным днём рождения конструкторского бюро.

 

 

DA-9-4

 

 

Кого-то соседство промзоны с дымящимися трубами могло бы серьёзно расстроить, но только не Антона Смирнова. Он всеми клетками впитывал «энергетику чистого мужского труда», а лязг металла возбуждал его примерно как удушливый запах скипидара – настоящего художника. Работа спорилась. Конструкции для Сената, дома Лаваля, дома на Галерной, Автоцентра ГАЗ…

В 2006 году совместно с мастерской архитектора Валерия Туранского был спроектирован магазин музыкальных инструментов “Yamaha” на Приморском проспекте. В покрытии атриума над рестораном «Бали» была применена шпренгельная конструкция купола типа «велосипедное колесо» пролетом 12 м, которая была разработана ранее для другого объекта, но не воплощена.

 

 

DA-9-5

 

 

Сотрудничество с Валерием Туранским в 2004-2006 годах стало отдельной эпохой для фирмы. Вместе с ним был реконструирован рыбный завод, вещевой рынок «Юнона», торговый центр в Сосновом бору.

 

 

DA-9-6

 

 

Решающую роль на этом этапе сыграло участие а проекте ТВЦ «Аура» студии «Б2».

 

 

DA-9-7

 

 

С её руководителем Феликсом Буяновым Антон познакомился в 2002 году в мастерской Ю.К. Митюрёва. Впоследствии Феликс открыл собственную студию, а в феврале 2007 года пригласил молодого коллегу для совместной работы над сложным проектом. «Конечно, в какой-то степени это был риск, – говорит Антон, – но Феликс рискнул и, как мне кажется, не прогадал». Для «АСТАЛЬ» это была отличная школа, позволившая молодым конструкторам изучить на практике все хитросплетения металла, дерева, бетона и стекла. За это время фирма выросла до команды из семи человек, а главное, к коллективу пришла уверенность в своих силах.

В 2009 г. в «АСТАЛЬ» вновь обратился Феликс Буянов с проектом малых форм для дома на Суворовском, 63.

 

 

DA-9-8

 

DA-9-9

 

 

Малые формы Антон Александрович называет работой для души. Нередко именно эти небольшие конструкции становятся главными выразителями экспрессии зданий, их индивидуального шарма, когда тектоника и эстетика металла начинает «работать на архитектуру»…



 

Большие и малые формы



В 2010 году, в результате кризиса в фирме осталось всего два человека, однако это испытание удалось довольно быстро преодолеть: качество предлагаемых специалистами «АСТАЛЬ» услуг было таково, что без него просто не могли обойтись при возведении сложных авторских объектов.

Так, в 2012 году фирмой были разработаны конструкции лёгких мостков атриума воссозданного мастерской «Земцов, Кондиайн и партнёры» дома в Зоологическом переулке. Их прямолинейная динамика контрастно оттеняет степенную нарядность штукатурных исторических фасадов, а брутальные стальные детали выдерживают самый близкий, пристальный взгляд.

 

 

DA-9-10

 

 

Тогда же специалисты «АСТАЛЬ» (Совместно с ООО «Стройреконструкция») разработали конструкции 12 мостков для 1, 2 и 3 дворов нового здания Государственного Эрмитажа в бывшем Главном штабе К.И. Росси по проекту «Студии-44». Антон Александрович называет их «ювелирной работой».

В 2013 г. году было осуществлено проектирование клубного дома “Waves” с бассейном в коттеджном посёлке Медовое под Петербургом. Несколько лет назад проект этого здания выполнил архитектор Гаэтано Пеше. Позже проект был адаптирован к отечественным нормам архитектором Д. Бондаренко. Динамичный каскад гнутых деревянных «волн» и пересечения прямых балок потолка, скреплённых филигранными металлическими конструкциями – это виртуозный дуэт архитектора и конструктора, где каждому принадлежит собственная творческая партия.

 

 

DA-9-11

 

 

«Здесь есть чистая обнажённая конструкция, открытый металл, работающий на интерьер», – говорит Антон Смирнов.

В том же 2013 году было создано два объекта в его излюбленном жанре малых форм: шпиль жилого дома «Жемчужный фрегат» для комплекса «Балтийская жемчужина» (мастерская «Студия-17») и планарный навес над входом в жилой дом «Космос» (мастерская «Земцов, Кондиайн и партнёры»).

 

 

DA-9-12

 

DA-9-13

 

 

Если первый находится на высоте 80 метров и воспринимается обобщённым авангардным силуэтом, то второй напоминает дерево и «растёт» прямо из земли. Ажурные бионические формы его опор и креплений прекрасно воспринимаются с близкого расстояния и выразительно оттеняют абстрактную стеклянную гладь фасада.

 

 

DA-9-14

 

 

В 2014 году был выполнен динамичный волнообразный навес над 85-метровой травалаторной галереей «в духе Калатравы», ведущей в башню «Эволюция» в Москва-Сити (архитектор Ф. Никандров).

 

 

DA-9-15

 

DA-9-16

 

 

Наряду с такими креативными, штучными объектами не прекращалась работа с «большой архитектурой»: это полная реконструкция дома на Измайловском пр., 29, строительство нового 16-этажного дома в посёлке Свердлова, здания автоцентров “Ford”, “Skoda”, “Mitsubishi”, бассейны, коттеджи…

 

 

DA-9-17

 

DA-9-18

 

DA-9-19

 

DA-9-20

 

DA-9-21

 

 

В настоящее время проводится реконструкция завода компьютеров в Парнасе на Пятом Верхнем переулке, который Антон Александрович причисляет к «весовой категории “Ауры”».

 

 

DA-9-22

 

 

Строятся автоцентры “Lexus” и “Toyota”. Недавно фирма взялась за проектирование двух пешеходных мостов в городе Томске… При этом всегда сохраняется стратегическая задача «не раствориться в большой архитектуре», остаться художниками конструкций…

«Вы не испытываете творческой ревности к архитекторам? – спрашиваю я Антона Александровича, – вы, человек, любящий архитектуру и начинавший как архитектор. У вас не возникает желания спроектировать всё от начала до конца?». «Нет, – отвечает он, – мы отнюдь не конкурируем с архитекторами. Профессия конструктора очень творческая, причём архитектор зависит от конструктора не меньше, чем конструктор от архитектора. Можно найти стандартное решение, а можно нетривиальное, найти в конструкции красоту. Архитектор и конструктор должны работать в теснейшей связке, если между ними есть напряженность, конфронтация – это обязательно отразится на объекте».



 

И вновь классика

 

 

С 2012 года началось сотрудничество ООО «АСТАЛЬ» с архитектором Кириллом Яковлевым – руководителем творческой мастерской «Тектоника», верным приверженцем неоклассического направления, работающим, главным образом, с храмовой архитектурой. Казалось бы, весь предыдущий путь вёл совсем не к этому повороту. Однако, как признаётся Антон Александрович, всё в жизни происходит вовремя: «К этому моменту я уже несколько устал от современных конструкций, наметилась некая стагнация. Совершенно особые ощущения дают поездки на объекты, на природу, когда наблюдаешь рождение храма, высекаешь его, как скульптуру. Возникает совсем иная мотивация, энтузиазм, сопереживание процессу. Церковь Иоанна Богослова в Нагово стала для меня “культовым”, этапным проектом, сравнимым с “Аурой”. Здесь я прошёл обратный путь от современных конструкций – к древним».

 

 

DA-9-23

 

 

Возведённые по проектам «Тектоники» церкви и особняки построены по традиционным технологиям: это массивные, метровой толщины стены, кирпичные своды, скатная кровля… При этом выясняется, что якобы связанное с этим удорожание строительства – стереотип, навязанный теми, кто забыл, как работать со старыми конструкциями.

 

 

DA-9-24

 

 

В церковной архитектуре все слагаемые связаны в неразрывное целое, и замена даже одного традиционного элемента на более современный может нарушить весь отработанный веками баланс. В частности, применение металлического каркаса влечёт за собой искажение звука колоколов и акустики внутри храма.

 

На сотрудничестве с «Тектоникой» работа с церковной архитектурой для Антона Смирнова не закончилась: в 2013-2014 годах его фирма разработала конструкции для храма в Астрахани по проекту «Архстудии» Г.Б. Соколова, в настоящее время идёт совместная работа двух коллективов над строительством церкви Св. Николая Чудотворца в Рощино.

 

Итак, не особенно увлекавшая в студенческую пору классика стала открытием для Антона Смирнова уже в пору зрелого профессионального мастерства. Он погрузился в овладение строительной премудростью традиционной архитектуры с тем же азартом, что и ранее – новейших конструкторских технологий. В свою очередь, эта работа освежила уставший глаз в восприятии архитектуры современной.

 

 

 

 

Берёмся за всё

 

 

У руководителя «АСТАЛЬ» есть принцип: для фирмы нет невыполнимых задач: «Мы берёмся за любую работу: от перемычки до моста, от коттеджа до многоэтажного жилого дома; делаем то, от чего отказываются другие». Сегодня в арсенале компании проектирование металлических, железобетонных, лёгких стальных, деревянных, вантовых, стропильных, фасадных конструкций… Стилевой диапазон проектных решений простирается от откровенной эстетики обнажённых стальных узлов до не менее «честной» тектоники традиционных опор и сочленений. В одних случаях востребованы прочность и надёжность как таковые, в других важно визуально выявить свойства материала, обыграть работу опор, показать красоту напряжения, упругую динамику встречных сил.

К подобному разряду относится, например, оригинальный футуристический проект смотрового пункта архитектора О. Манова на ул. Строителей в Санкт-Петербурге.

 

 

DA-9-25

 

 

В 2012 году молодые архитекторы А. Кельх и О. Фёдоров попросили воплотить в жизнь их экспериментальный проект-изобретение – аттракцион «Качельные бои» для детей и взрослых.

 

 

DA-9-26

 

 

В «АСТАЛЬ» обращаются и в экстренных случаях, например, когда на проект отпускается всего два выходных дня – так было при разработке пьедестала памятника легендарной блокадной «Полуторке» на 10-м километре Дороге жизни.

 

 

DA-9-27

 

 

Для каждого случая, для каждого запроса находится своё адекватное решение.

 

 

 

 

Педагогика

 

 

В 2004 году архитектор Артём Клюшин подал руководителю «АСТАЛЬ» идею проводить семинары по отдельным видам конструкций для архитекторов. Так родился курс из 12 семинаров по конструкциям.

 

 

DA-9-28

 

 

С 2009 года Антон Смирнов преподаёт на Строительном факультете СПбГАСУ, на котором когда-то учился сам: ведёт практические занятия, читает лекции на кафедре «Металлических конструкций и испытаний сооружений». С 2012 г. ведёт дипломное проектирование со студентами специальности «Проектирование зданий». Он уверен, что специальность «инженер-архитектор» идеально отражает сущность его подхода к работе, позволяет в одном специалисте увидеть идеальный сплав эстета и практика. Антон Александрович говорит, что, обучая студентов, он учится сам.

 

 

DA-9-29

 

 

В 2012 году молодой, но опытный конструктор стал доцентом кафедры Инженерно-строительных дисциплин российской Академии художеств (института им. И.Е.Репина). Помимо этого, он читает лекции и ведет экскурсии и мастер-классы в Эрмитаже: например, по выставкам Сантьяго Калатравы и Захи Хадид.

 

 

 

 

Хобби

 

 

Print

 

 

Помимо любимой работы, у Антона Смирнова есть хобби. Проект последних двух лет – табуреты (www.taburet.spb.ru). «Эти незатейливые предметы советского обихода верно служили людям последние 100 лет, но никто им “не аплодировал”. Я считаю, что табурет является культовым предметом дизайна и что пришло время воздать ему должное».

 

 

DA-9-31

 

 

В свободное от конструирования время Антон Александрович берёт в руки молоток, стамеску и начинает мастерить табуреты. Его материалы – массив сосны, керамика, масляные краски. Сначала возникает знакомая форма, а затем – та или иная «историческая» расцветка. Автором разработаны четыре коллекции табуретов: «Отдохни!» (классическая), «Вперёд!» (основана на эстетике автомобилей 1960-х), «Танки идут!» (military), «Швартовый!» (тяготеет к дизайну деревянных катеров 1930-х). Все авторские табуреты уникальны. В нынешнем 2015-м году реализован первый реальный проект в музее-заповеднике «Петергоф»: стульчики и столики для музейного центра «Новая Ферма».

 

 

DA-9-32

 

 

Ещё один задушевный интерес Антона Смирнова – старые автомобили, в том числе отечественные. Истории автомобилей Антон Александрович посвятил мини-курс из трёх лекций, прочитанный в Сигарном клубе. Вклассических автомобиляхконструктора привлекает высокое качество советского дизайна, который незаслуженно забыт и отринут вместе с изжитыми политическими идеями.

Наконец, литература. Антон Александрович пишет стихи и рассказы и охотно делится ими со своими друзьями на литературных вечерах. Впрочем, дар слова проявляется у Антона и в живом общении: он очень точно, образно и остроумно излагает свои мысли: нужно ли говорить, насколько помогают ему «словесные конструкции» в работе – в преподавании, общении с коллегами и заказчиками?


 

 

Органическое конструирование

 

 

DA-9-33

 

 

Идеалы «АСТАЛЬ» не сразу стали воплощаться в реальных проектах, но глубоко вдохновленные красотой изящных конструкций коллеги шли шаг за шагом, не теряя ориентиры, и спустя десятилетие ситуация начала меняться. «Я благодарен коллегам, которые вложили свой труд в эти 10 лет, – говорит Антон Александрович, – благодарен постоянным заказчикам, которые доверяют нам свои проекты».

Сегодня руководитель известной фирмы Антон Смирнов по-прежнему отличается открытым, восприимчивым характером и признаётся в сильном желании «развиваться во всех направлениях». Загруженный заказами, он не теряет способности нести труд как радость и вдохновлять молодых специалистов. Бывали случаи, когда архитекторы, придя работать в «АСТАЛЬ», заряжались новыми идеями и уходили в дальнейшую жизнь конструкторами.

Подход Антона Александровича к своей работе, продекларированный на главной странице сайта фирмы «АСТАЛЬ» www.astal.spb.ru, можно назвать органическим и осознанно тектоничным:

«Конструкция как образ мыслей, способность понять природу и гармонично сосуществовать с ней, увидеть и слить воедино тектонические стремления материи, направить силовые потоки в их природное русло и воплотить их в стройных ритмах безупречно струящихся горизонталей и вертикалей».