Круглые столы, вопросы

4 марта 2015 г. СПб ул.Большая Морская 52,

Санкт-Петербургский Союз архитекторов, Белый зал




Круглый стол №1:

«Главных архитекторов Санкт-Петербурга за период с 1986 по 2014гг»

Модераторы: 
Линов В.К., Цыцин С.В.


Спикеры: 
Соколов С.И. , Харченко О.А., Викторов А.П., Митюрев Ю.К., Рыбин О.В.

Вопросы: 1.
Роль главного архитектора в развитии объемно-пространственного проектирования Петербурга? Механизм принятия поправок? Какие проблемы были при вашем правлении: что удалось, а что нет?
2. В чем вы видите основные проблемы современного процесса развития городских территорий: отсутствие общей планировочной идеи, развитие «отдельными инвестиционными проектами», или проблемы лежат не в плоскости системы планирования, а в сфере финансовых и правовых отношений между государственным и частным сектором?
3. На градостроительном совете весной 2014 года бывший главный архитектор города О.В. Рыбин сказал, что разработка нового генерального плана будет результатом широкого общественного обсуждения: целей, методов разработки, предпроектных исследований и др. аспектов разработки Генерального плана. Что удалось реализовать, и что нет. Есть ли  понимание, что мешает процессу открытого обсуждения? Можно ли рассчитывать на то, что новый генплан 2018 года создаст более благоприятные условия для объемно-пространственного развития Санкт-Петербурга?
4. Согласны ли вы с тем, что для эффективности управления городом решения о развитии территорий должны приниматься на уровне максимально приближенном к жителям?
5. Каковы  ожидания от принятия федерального закона о необходимости разработки совместного документа территориального планирования для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и прилегающих территорий соответствующих регионов? 



Круглый стол №2:

«Город и область: концепция развития агломераций и транспортная инфраструктура»

Модераторы: Цыцин С.В., Кром Е.М.

Спикеры: Председатель КГА Ленобласти Домрачев Е.В.,
и.о. председателя КГА СПб Тетерин А.В., Генеральный директор ООО «ЛабГрад» Петрович М.Л.,
Генеральный директор ООО «Институт «Ленгипрогор» Перелыгин Ю.А.,
Руководитель АМ «Архитектурная группа «АРКА» Козлов К.В.,
Генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Финогенов А.В.

Понятие «агломерация» не удостоилось включения в Градостроительный кодекс, тем не менее, агломерации существуют, и за последнее время они вызывают определенный интерес не только в научных кругах, но и у федеральных и региональных органов власти.

Вопросы:1.Есть ли на ваш взгляд необходимость изменения законов в сфере землепользования. Может быть, надо принять  принципы землепользования на более высоком уровне, чтобы правила землепользования  были общими для города и окружающей территории ЛО?   2.Быстрый рост проектов КОТ на землях агломерации вызывает скорее опасения, чем оптимизм. Петербург и Ленинградская область не успевают за темпами строителей, и в чистом поле вырастают небоскребы без соответствующей социальной, транспортной, а иногда даже инженерной инфраструктуры. Яркий пример – жилой комплекс компании «Китежстрой» в Новом Девяткино (Ленобласть), дома которого несколько лет простояли без подключения к электросетям. Как изменить действующую ситуацию?   3.В итоге Северная столица обрастает унылыми «спальниками»: поселок Ленсоветовский превращается в 25-тысячный город, деревня Кудрово – в 40-тысячный, Шушары – в 100-тысячный. У новых территорий нет ни жесткой планировочной структуры, ни центра, ни схемы развития транспортной инфраструктуры. Социологи ЦСР «Северо-запад» неоднократно предупреждали, что сниженные стандарты и требования к застройке петербургских окраин приведут к маргинализации: средний класс просто откажется жить в некомфортных «муравейниках».  

Транспортная инфраструктура города и области: 1. Транспортное планирование и градостроение в городе и области  разъединены?
2. Развитие  транспортной инфраструктуры является определяющим при  полицентрическом развитии города. Есть ли взаимодействие между КРТИ, КГА СПБ, КГА ЛО, исследовательскими структурами при разработке полицентрической модели развития территории?
3. В систему коммуникационного каркаса города также включена система общественных пространств, велодорожек, пешеходных связей. Городу недостаёт всех видов коммуникаций, в том числе и в сфере обсуждения проблем развития инфраструктуры. Как изменить ситуацию, что для этого нужно сделать?
4. Как восстановить  роль органов градостроительной деятельности в формировании транспортной инфраструктуры города.
5. Творческая роль архитектора планировщика в формировании транспортной инфраструктуры?




Круглый стол №3:
«Полицентричный Петербург»


Модераторы: Цыцин С.В., Кром Е.М.

Спикеры: Председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию СПб Котов А.И.,
Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ Ирбитская И.В.,
Директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Княгинин В.Н.,
Директор государственного учреждения «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга» Бакей Ю.К.,
Управляющий директор и вице-президент ОАО «Банк «ВТБ» Ольховский А.А.,
Преподаватель СПб Академического института им. Репина Катханова А.М.,
Главный архитектор Инстутута Генплана Москвы Гнездилов А.Л.

В рамках круглого стола  будет представлен видеофильм «КОТ в Екатеринбурге».

Вопросы: 1. Как Петербургу преодолеть эффект «воронки», уйти от «спального» формата окраин, сделать новые районы самодостаточными центрами развития, одинаково развитыми с точки зрения транспорта, инфраструктуры и доступности жилья, а новые объекты недвижимости сделать не только эффективными, но экономически выгодными и культурно насыщенными для города и комфортными для его жителей?
2. Для наиболее эффективного развития городских окраин Петербургу необходимы инвестиции и крупные  пилотные проекты, которые запустят процесс формирования системы общественно-деловых кластеров. Что для этого сделать городским властям?  
3. Противоположная же точка зрения экспертов состоит в том, что акцент надо делать на проектах, которые находятся в зоне городской застройки, то есть на редевелопменте промышленных территорий в исторической части города, реновации хрущевских кварталов и намывных землях. Так ли это?

4. Какие образцы из городских проектов ближайшего будущего могут считаться примером полицентрического развития: «Балтийская жемчужина», Западная часть В.О., другие.