Л. Лавров — О бедном канале замолвите слово

Если от станции метро «Горьковская» по Александровскому парку направиться сначала на юг, в сторону Петропавловской крепости, а затем свернуть направо и пройти по неширокой дорожке, то вскоре можно увидеть тихий запущеный водоем. Большая часть берега заросла травой и кустарником, на другом участке возвели массивную каменную стену и над ней устроили стоянку автомобилей. Дорогу преграждает грубая ограда. Где-то виден причал, где-то сидят рыболовы с удочкой. Полное ощущение провинциального захолустья и запустенья. Никак не подумаешь, что находишься в самом центре многомиллионного города. Какой-то затерянный мир! Между тем, перед вами открылся в современном состоянии уникальный памятник европейского фортификационного искусства – Кронверкский проток.

 

 

DA-6-1

 

DA-6-1b

 

 

В начале XVIII века комплекс Петропавловской крепости получил дополнение – укрепленный Кронверк на северном берегу Кронверкского пролива. При строительстве были использованы принципиально новые схемы, позволявшие нейтрализовать огонь артиллерии неприятеля и связанные с именем классика военной инженерии того времени – французского маршала маркиза Вобана. К этому времени это направление фортификации было признано перспективным и стало осваиваться во многих странах Европы – как в её западной части, так и в районе Балтики. Частью укрепления в Санкт-Петербурге стал Кронверкский проток, который получил в плане форму многолучевой короны. Это гидротехническое сооружение может войти в список наиболее привлекательных объектов исторического наследия Санкт-Петербурга, но пока не привлекает внимания ни градостроителей – петербурговедов, ни военных инженеров. Между тем, подобные объекты, построенные маршалом Вобаном в Европе, сейчас включены в списки Всемирного наследия человечества. В России сохранилось только одно другое сооружение такого типа – построенная одновременно с Кронверком Новодвинская крепость вблизи Архангельска.

 

 

DA-6-2

 

DA-6-3

 

 

Кронверк долгое время относился к военному ведомству и потому неплохо сохранился, чего не скажешь о тех его берегах Кронверкского протока, которые относятся к Александровскому парку. Долгое время Петроградская стороны была отрезана от центра широким разливом Невы и сохраняла все черты периферийной территории. Основным объектом общегородского уровня была Петропавловкая крепость.

К 1840 году стало ясно, что её оборонительный комплекс полностью потерял какое-либо военное значение. Появилась возможность использовать для нужд города территорию эспланады Кронверка площадью примерно в 50 гектаров. Территориально участок располагался прямо в центре и потому обладал огромным потенциалом, но транспортные связи с другими городскими районами были недостаточны. Какая-либо инженерная инфраструктура отсутствовала, строительство доходной недвижимости было здесь в то время бесперспективным. Решили обойтись без больших затрат и ограничиться устройством на этой территории парка. Особенности местного ландшафта открывали замечательные перспективы: отсюда открывался вид на акваторию Невы, стрелку Васильевского острова и на Дворцовую набережную, участок примыкал к Кронверкскому протоку и Заячьему острову. Здесь было немало водоёмов, которые могли придать этому парку на берегу особое очарование. Предполагалось, что зеленая зона будет развиваться вдоль западного берега Малой Невы до Тучкова моста и соединится с Петровским парком.

 

 

DA-6-4

 

DA-6-4a

 

DA-6-4c

 

 

Обширное зелёное пространство сохранялось свободным долгие годы. Однако, мало-помалу начинались изменения. В 1861 году небольшой участок вблизи от Кронверкским каналом занимало только небольшое производство минеральных вод, в 1865 году в западной части парка выделили участок для городского зверинца. Появившиеся в 1899 году Биржевой мост, и в 1903 году постоянный Троицкий мост, дали стимул к активному развитию всей этой части города, что сразу же отразилось на судьбе Александровского сада. Под жилую и промышленную застройку отдали северный берег Малой Невы, который ранее планировали включить в зелёную зону. В 1899 году территорию площадью около 15 гектаров передали Петербургскому городскому попечительству о народной трезвости «для устройства народных развлечений». В 1903 году в связи с появлением Троицкого моста восточная часть парка была отсечена прямолинейной трассой Каменноостровского проспекта. С наступлением ХХ века в парке разворачивается строительство различных сооружений, не связанных друг с другом ни композиционно, ни функционально. Градостроительный потенциал участка не принимался во внимание. Происходила бессистемная раздача стихийно нарезаемых земельных участков и их лихорадочная застройка. В 1899 году в центральной части парка был заложен Народный дом имени императора Николая I. Его громоздкий объем, который рассёк зеленую зону, в 1912 году был дополнен сооружением Народной аудитории (арх.Г.И. Люцедарский). В 1908 году значительную часть берега Кронверкского канала занял комплекс Ортопедического клинического института (арх. Р.Ф. Мельцер), что сократило выход озеленённых площадей к берегу Невы. К началу ХХ века в хаотичной застройке Александровского парка было невозможно разглядеть бывшую эспланаду Кронверка. От первоначальных благих намерений осталось совсем немного.

 

 

DA-6-5

 

DA-6-5a

 

DA-6-5b

 

 

Во второй половине ХХ века ситуация усугублялась, в полной мере сказывался «генетический код» начала столетия – площадь зелёных насаждений постоянно сокращалась, а объем построек увеличивался. Бывший Народный дом в 1933-1936 годы был частично реконструирован, на месте одного из корпусов возведен театр (арх. Н.А.Митурич, В.П.Макашов), в 2010-е годы объём комплекса увеличен пристройкой многозального кинотеатра (арх. И.А. Солодовников и др.). Сформировался строительный объем протяжённостью в три сотни метров, хозяйственные дворы которого плотно сели на берег Кронверкского канала. Зверинец был преобразован в зоопарк, и в 1970-е годы расширен таким образом, что его хозяйственные постройки заняли берега Кронверкского канала. Соседний береговой участок выделили ресторану. В дополнение к трассе Каменноостровского проспекта в 1978 году сквозь территорию парка пробили еще одну автомобильную дорогу. Её широкие мосты отрезали канал от Кронверкского протока.

Новые времена» и современные технологии проявили себя на территории парка устройством стации метро «Горьковская» и размещением автозаправочной станции. Расширился набор предприятий общественного питания. Сейчас расположенные в парке досугово-развлекательные объекты обслуживают тысячи посетителей, что привлекает сюда хозяйственный транспорт и личные автомобили. К воде выходят задворки Мюзик-холла и многозального кинотеатра, хозяйственная зона зоопарка, огороженные территории других организаций. Каждый обустраивает свой береговой участок по своему разумению. На задворках новостроек затерялся ныне запущенный старинный Кронверкский канал. Создается впечатление, что в схемах землепользования самостоятельной и уникальной роли канала не придается никакого значения, что его берега поделены на участки и рассматриваются как слабоосвоенный пустырь, что здесь могут размещаться какие угодно объекты и в любом количестве… Это впечатление подтверждается, когда изучаешь «Регламент использования территории объекта культурного наследия регионального значения Александровский парк», созданный в 2006 году. Установленный администрацией режим не только закрепляет разделение комплекса на отдельные территориальные участки, но и предполагает использование их по различному функциональному назначению.

Очевидно, что администрация не учитывает исключительную важность Кронверкского протока как наглядного свидетеля 300-летней истории Санкт-Петербурга. Во многих городах Европы укрепления этого типа музеефицируются, включаются в городской ландшафт и придают ему дополнительную значимость и очарование.

Необходимо уже в ближайшее время предоставить Кронверкского протоку статус памятника фортификационного искусства начала XVIII века, подтвердить и выявить его роль важного элемента оборонительного комплекса Петропавловской крепости. Берега канала и водоохранную зону следует освободить от случайных построек, проложить по всему периметру пешеходную аллею и включить в состав важнейших туристических маршрутов Санкт-Петербурга.

 

 

СПБ 239

 

DA-6-6

 

ris-7  img035

 

ris-7 Kronwek zwet

 

PENTAX Image

 

Ris-9   2000'e regl Kronwerk

 

Ris-10 Kronborg P1020862

 

Рис-10 Кальмар P1010930