Михаэль Зибенбродт, Баухауз-архив, Берлин, Германия

Директор Баухауза Ханнес Мейер, московский период деятельности в качестве преподавателя и архитектора (1930-1936 гг.)


Сразу после увольнения с должности директора Баухауза в Дессау в письме Элю Лисицкому Ханнес Мейер писал: «… если я и мои единомышленники сможем участвовать в строительстве Советского государства, то наши усилия следует применить там, где наши замыслы и наш опыт … смогли бы принести наибольшую пользу».1 11 октября 1930 года Ханнес Мейер отправился в Москву (илл. 1), где вместе с Белой Шефлером приступил к подготовке работы своей бригады «Рот Фронт», в которую вошли выпускники Баухауза Рене Менш, Клаус Мойманн, Конрад Пюшель, Филипп Тольцинер, Антонин Урбан и Тибор Вейнер (илл. 2). Уже 13 ноября газеты «Базлер Форвертс»2 и «Берлин ам морген» сообщили, что Мейер был приглашён советским правительством в Главное управление по подготовке промышленных кадров (Главпромкадр), чтобы «продолжить начатое в Дессау дело развития ориентированной на пролетариат архитектуры … и сыграть одну из определяющих ролей в развитии строительной отрасли Советского Союза».

 

3-Vkhutemas-01

 

С 1927 года творчество Ханнеса Мейера приобретает известность в Советском Союзе, чему поспособствовало его участие с несколькими проектами в Первой выставке современной архитектуры, организованной Объединением современных архитекторов (ОСА).3 Его конкурсный проект Дворца Лиги Наций в Женеве был прокомментирован редакцией журнала «Современная архитектура», по мнению которой, он подошёл бы в качестве проекта для «Дворца Труда»4 (илл. 3).

 

В конце октября 1930 года Мейера пригласили на преподавательскую деятельность во Всесоюзный архитектурно-строительный институт (ВАСИ), бывший ВХУТЕМАС / ВХУТЕИН. Там до 1933 года он преподавал на отделении жилого и общественного строительства, затем на отделении сельскохозяйственных сооружений и, под конец, – в области промышленного строительства. Среди его первых учеников были Мордвинов, Симбирцев, Масманян и Албанян.

В конце 1930 года Мейер выступал в ВАСИ с докладами, в которых представлял идеологию школы Баухауз, а также знакомил слушателей с политической ситуацией в Германии и вокруг Баухауза5 (илл. 4), в это же время состоялась первая выставка Баухауза.

 

При поддержке Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС) летом 1931 года Мейер смог организовать выставку «Баухауз Дессау 1928-1930», прошедшую в Москве в Государственном музее нового западного искусства, а затем и в Харькове, в Украинском обществе культурных связей с заграницей (илл. 5). Экспозиция выставки, ставшая отображением творчества школы Баухауз в период руководства Ханнеса Мейера, включила в себя более 180 позиций, 112 оригинальных фотографий, 32 печатных издания, 37 текстильных изделий и 3 плаката. Главное внимание было посвящено работам Профсоюзной школы Всеобщего объединения немецких профсоюзов (ADGB) в Бернау (илл. 6) и домам с крытыми галереями, в проектировании и строительстве которых приняли участие многочисленные студенты-архитекторы и мастерские Баухауза. Работа мастерских школы Баухауз была представлена на примере коллекции экспериментальных тканых изделий из текстильной мастерской под руководством Гунты Штёльцль, автором 16 из которых стала Лена Мейер-Бергнер, а также дополнения в виде фотографий мебели, сделанной в столярной мастерской школы. Каталог с 10 иллюстрациями содержал вступительное слово от Ханнеса Мейера, которое он посвятил краткой истории Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухауз (1919-1930) с акцентом на периоде собственной работы в ней. A. Мордвинов в своей статье «Баухауз, к выставке в Москве» сравнил Баухауз Гропиуса и Мейера, представил московскую бригаду Баухауза и акцентировал внимание на значении деятельности Мейера для ВАСИ, которое выразилось в использовании научного метода архитектурного проектирования, рационализации проектирования и строительства, стандартизации и типизации, а также коллективности процесса проектирования и взаимодействии учащихся и преподавательского состава (командной работе). Политическое направление деятельности Баухауза было представлено с помощью титульного листа каталога, на котором был изображён предвыборный плакат Коммунистической Партии Германии работы Альберта Менцеля «Участница борьбы», 1930 (илл. 7).6