Набережная большой реки. Дюссельдорф

Наши зарубежные коллеги, обращая внимание на необходимость ревитализации запущенного участка городской территории на северном берегу Малой Невы (сейчас мы называем его «Набережной Европы»), советовали обратить внимание на опыт формирования новых береговых зон Рейна в Кёльне и Дюссельдорфе. Журнал «Капитель» уже дал материал о кёльнских набережных в номере 2 (22) 2012, а сегодня предлагается публикация о Дюссельдорфе.

 

13A-110-1

13A-110-1

 

 

Кёльн и Дюссельдорф – два соседних крупных города на берегах Рейна. Они традиционно соперничают между собой, в том числе и в градостроительстве. Ещё в начале 1990-х годов, практически одновременно, оба города приступили к реорганизации береговой зоны своих центров. И в Кёльне, и в Дюссельдорфе ситуация к тому времени была очень сходной: прямо по берегу реки проходили напряжённые автотрассы, отрезавшие кварталы центра от воды и являвшиеся сильным источником загрязнения окружающей среды. Чтобы преодолеть эти недостатки городского организма, использовались одинаковые средства: была перестроена региональная транспортная сеть, проложен автобан в объезд застройки, береговые автомобильные дороги спрятаны в подземные тоннели. Однако конкретная реализация этих радикальных решений приобрела несомненные локальные черты.


13A-110-2

13A-110-2

 

В Дюссельдорфе проект реконструкции береговой зоны стартовал в 1990 году. Сохранившаяся с той поры аэросъёмка показывает, как вдоль реки, между мостами Оберкассель-брюке и Райнкниебрюке, слегка извиваясь и прилегая прямо к окнам зданий центральных прибрежных городских кварталов, бежит многорядный двусторонний автомобильный поток. Все незастроенные участки, в том числе прямо у уреза воды, заполнены паркующимися автомобилями.

Современная фотография, сделанная с высоты обзорной площадки башни Рейнтурм, фиксирует разительные изменения. Со стороны Рейна вдоль городских кварталов протянулись многорядные посадки высокоствольных деревьев, совсем не видно запаркованных автомобилей, обширные площадки превращены в зоны отдыха и отданы пешеходам, у причальной стенки стоят пассажирские прогулочные теплоходы. Автомобильный поток, идущий по мостам через Рейн, пересекает пешеходную зону в верхней отметке, а направленный параллельно речному руслу – спрятан в подземный тоннель.

Таким образом, полностью изменилась функциональная характеристика прибрежной территории, и весь городской центр получил прямую пешеходную связь с рекой. У горожан появилась возможность использовать прибрежную зону в рекреационных целях, проводить здесь крупные праздничные мероприятия, организовывать выставки. Даже в прохладные зимние дни, когда низкие облака закрывают вершину Рейнтурм, здесь прогуливаются пешеходы, катят по своим дорожкам велосипедисты. В погожие летние дни выставляются рядами бесконечные пивные столы, ступенчатые спуски занимают загорающие и любующиеся рекой горожане, толпятся пассажиры прогулочных теплоходов.

В этом месте Рейн имеет высокие берега, поэтому здесь издавна была двухуровневая набережная, сохранённая и при реконструкции. В соответствии с проектом в объёме за стенкой верхнего яруса проложили транспортные туннели, что позволило обеспечить удобный доступ в туннель (для технических целей) с платформы нижнего яруса. Кроме того, на пешеходной аллее в верхнем ярусе появились стеклянные будки, прикрывающие выход аварийных эвакуационных лестниц. В целом инженерно-техническое решение набережной характеризуется чёткостью, а её архитектурная трактовка – определённой лапидарностью. На протяжении примерно километра Рейнуфер сохраняет неизменным одно и то же достаточно схематичное дизайнерское решение.


Исключение составляет участок возле сохранившейся боевой башни старинного замка и церкви Св. Ламбертуса, выделяющейся своим закрученным шпилем (характерный признак регионального средневекового церковного зодчества). Здесь пространство набережной соприкасается со структурой исторического старого города. Отсюда рукой подать до ратуши, здесь можно увидеть извилистую речушку Дюссель, давшую название городу. Достаточно обширная площадь ступенями спускается к нижнему уровню набережной. Именно здесь проходят многие важные городские мероприятия, особенно в летнее время.

Относительно недалеко, выше по течению, появилась ещё одна притягательная (особенно для туристов) достопримечательность. До начала работ здесь была большая автомобильная стоянка, глубоко вдававшаяся в застройку, а под нею – остатки стен городских укреплений и гаванских сооружений. Их удалось вскрыть в ходе проводившихся строительных работ и использовать при формировании подземного гаража и нового общественного центра. К береговой аллее со стороны центра города примкнул небольшой ансамбль, центром которого стал воссозданный крепостной бастион с окружающим его водоёмом и новостройка Музея кино. Для повышения привлекательности и в соответствии с духом постмодернизма на воде разместили на вечной стоянке копию старинной речной барки. Для лучшего восприятия этой композиции в первых этажах окружающих жилых домов устроили галерею, а прямо у воды – ступенчатую видовую площадку.

Продолжением набережной на Рейне ниже моста Райнкниебрюке стал участок, где в конце 1980-х годов были построены здания земельного парламента – Ландтага, радиокомпании WDR и 230-метровая башня Рейнтауэр. Они создали важное композиционное ядро и зрительно замкнули протяжённый участок набережной, лишённый каких-либо привлекающих внимание элементов. В 1998 году это ядро было усилено появлением 18-этажного офисного блока, представляющего собой остеклённый параллелограмм с заключенным внутри П-образным ядром и высотным просветом между боковыми устоями. Этот объём зафиксировал положение южного выхода из транспортного тоннеля. Сейчас с видовой площадки башни Рейнтауэр, расположенной на высоте 166 метров, можно в деталях рассмотреть и завершённый комплекс набережной, и Ландтаг, и расположенный выше по течению новый архитектурный магнит Дюссельдорфа – Медиенхафен.


В этом районе города, издавна называемом Гавань, располагается весьма развитая система водных бассейнов, обслуживавших речное сообщение Рейна. Со временем потребность в них сократилась, и было решено преобразовать промышленно-транспортную зону в зону офисов, учреждений культуры, досуговых объектов. За 10-15 лет задача была решена, вокруг бывшей Торговой гавани сформировался новый район городской активности. Живописность стоянки катеров и раньше привлекала внимание не только любителей водного спорта, а теперь новые аттрактивные постройки притягивают сюда и горожан, и туристов из многих стан. К застройке этого участка были привлечены архитекторы из Дюссельдорфа и других городов Германии, а также звёздные зодчие из США. По составу проектировщиков Медиахафен вышла за пределы «Набережной Европы» и стала своеобразной выставкой достижений мировой архитектуры, заслуживающей самостоятельной публикации. Пока что мы ограничимся представлением наиболее выделяющихся объектов и дадим краткую справку о них в подрисуночных текстах.


Взаимодействие многих архитекторов создало достаточно пёструю (и в прямом, и в переносном смысле) картину современного зодчества. Хотелось бы отметить, что при этом сохранено единство всего комплекса, подчёркивающее особенности «духа места». Посетитель зримо ощущает, что находится на территории бывшей гавани. Сохранены высокие, рассчитанные на возможность подъема воды в Рейне, причальные стенки для швартовки судов, под ногами тянутся железнодорожные рельсы. Выделяются технические памятники прошедшего века – портовые краны и устройство для перегрузки зерна. Бывшие грузовые склады интегрированы в современную застройку. Вероятно, для петербургской «Набережной Европы» сохранить следы прошлого было бы затруднительно по соображениям экологии, но вот при прогнозировании реконструкции судостроительных объектов на этот факт следовало бы обратить внимание.


В заключение можно выразить благодарность нашим зарубежным коллегам за добрый совет. Новые набережные Кёльна и Дюссельдорфа, действительно, представляют интерес для архитекторов и градостроителей.