О выставке «Архитектура Петербурга – 2015»

Первый взгляд и первые ощущения от выставки «Архитектура Петербурга – 2015» в Этнографическом музее очень приятные.

 

Участников меньше, чем обычно, поэтому пространства больше. Выставлены проекты членов Объединения архитектурных мастерских – ОАМ, которому исполнилось пятнадцать лет.

Таким образом, посетителям была предоставлена возможность оценить развитие города через деятельность ведущих архитекторов города за последние два года. 

Какова жизнь – такова архитектура. 2014 год стал рекордным по вводу квадратных метров жилья. Соответственно, на подрамниках 90% места занимают проекты и фотографии уже реализованных многоквартирных многоэтажных жилых домов.

Что же ещё является предметом заказа на проектирование ведущих архитекторов Санкт-Петербурга?

Один градостроительный проект – концепция застройки намыва в западной части Васильевского острова, мастерская «Союз 55», руководитель А.П. Викторов.

Два театра: один реализованный – вторая сцена Александринского театра, мастерская «Земцов, Кондиайн и партнёры»; второй – проект нового здания для МДТ Додина, мастерская М.А. Мамошина, ему же принадлежит проект расширения Этнографического музея. Реконструкция Главного штаба для Государственного Эрмитажа мастерской «Студия 44» (руководитель Н.И. Явейн) уже проведена, здание открыто и работает несколько лет. Из нового представлен проект Министерства обороны Казахстана для Астаны, Молодёжный досуговый центр мастерской А.А. Столярчука, павильон метро «Василеостровская» архитектора А.Г. Шарова, мастерская «Рейнберг&Шаров».

Для Петербурга нет ни одного объекта образования (кроме уже известных Михайловской дачи для СПбГУ и работающей Академии танца Б. Эйфмана «Студии 44»), ни одного медицинского учреждения, ни предложений по организации любого типа общественного пространства, парка или просто места, спланированного для удобства людей.

Неоднократно встречались «концепции развития территорий». Но не в смысле видения пространственной организации территории именно в этом районе города, а в смысле конкретной стадии проектирования, позволяющей претендовать на получение заказа. 

По моим наблюдениям, диалога между горожанами – посетителями выставки и архитекторами – авторами проектов не получилось. Не было и книги отзывов (как сказал С.И. Орешкин, её «забыли положить»). Хотя интерес к перспективам развития города, и особенно своих районов, у жителей Петербурга всегда очень высок. Вспоминаю выставку 2013 года, когда у стенда КГА с картами Петербурга постоянно была толпа заинтересованных людей.

На нынешней выставке вопросы можно было задать только участникам дискуссий и круглых столов, организованных журналом «Проект Балтия» в параллельной программе. На открытии присутствовал главный архитектор Санкт-Петербурга В.А. Григорьев, таким образом, диалог между властью, архитекторами и горожанами случался пунктиром. Вскользь была затронута тема проведения архитектурных конкурсов как инструмента поиска городом эффективных решений. Главный архитектор считает, что на ответственные для города места архитектурные конкурсы должны проводиться городской властью. Сейчас этот процесс отдан на откуп заказчику и сводится, как правило, к банальному тендеру для понижения стоимости заказа.  

На постоянной основе этот самый диалог, который сопровождает процесс развития города в демократическом обществе, вести не получается, да и ни к чему. Решающее влияние на архитектора имеет заказчик: программа на проектирование, представление о прекрасном (стиль, материалы, архитектурные детали), необходимость социальных или экологических улучшений – это решает он, а не городское сообщество.

Архитектору нужны заказы. Заказы сейчас – это жильё. Даже офисы и ТРК на нынешней выставке редкость. При этом скорость строительства многоквартирного многоэтажного жилья определяется стремлением застройщиков опередить кризис и успеть за угасающей покупательской способностью. Структура жилых образований остаётся неосмысленной с позиций освоения её жителями, организации движения, взаимосвязей с окружающим пространством города. Как правило, это большие по площади межмагистральные территории, похожие на огромный советский микрорайон с отвлечённо-формальной расстановкой домов, правда, уже не типовых. Создаются закрытые системы, неспособные к трансформации, дополнению, изменению. Все многоэтажные дома чем-то похожи. Наблюдается общее представление о «красоте» у многих авторов.

В теоретической части обсуждалась профессия в разных её проявлениях: урбанизм, образование, критика. Хотелось бы отметить общую тенденцию к осмыслению архитекторами существующей практики планирования и взаимоотношений с заказчиком. Объединение архитектурных мастерских должно выразить свою творческую волю и в предложениях по изменению того тренда, по которому движется город. Картина нарастающего слияния периферийных районов города и новостроек в области грозит энтропией городского пространства (когда всё застраивается одним сплошным невнятным пятном с коридорами для транспортных коммуникаций). Много говорили о необходимости масштабных преобразований промышленного пояса, о планировании общественных пространств. Возможно ли реализовать эти намерения силами частного застройщика и архитектора? Все согласились, что должен быть государственный заказ. Почему исчезли заказы на проектирование общественных пространств?Не только из-за недостатка средств, а в основном в силу установленной законом процедуры градостроительного проектирования, в котором государственные структуры проверяют происходящее на соответствие закону, но не задают общих рамок развития городского пространства, не могут проследить, как общественные пространства объединяют отдельные фрагменты застройки, узлы городской структуры. Есть границы проектов планировки, у каждого свой застройщик. Среди них есть ответственные застройщики: так, представитель компании RBIрассказал о благоустройстве дворов. Но это частное пространство, зачастую во всех смыслах закрытое от посторонних. Надо трансформировать существующую систему планирования города, систему документов, ответственности сторон. На это направлены в настоящее время усилия многих общественных и профессиональных групп и объединений. Членам ОАМ пора быть на переднем крае этой деятельности. В мире архитектура как дисциплина за последние годы берёт на себя лидерство в управлении общественным дискурсом.

Наконец, именно архитектура обеспечивает необходимые в жизни каждого человека ценностные ориентиры и действует как основа для универсального этического кода города. Это фундаментально по отношению к качеству и согласованности частей и целого.

 

 

3-archspb15-1

3-archspb15-2