Пространство творчества архитектора Александра Бакусова

Александр Георгиевич Бакусов родился в 1950 году. В 1974 году окончил архитектурный факультет института имени И.Е. Репина, мастерская академика А.В. Жука. По окончании института работал в ЛенЗНИИЭПе (1974-1984 г.), в Художественном Фонде (1984-1993 г.). С 1993 года по настоящее время является главным архитектором Российской национальной библиотеки, президентом Союза музейных художников Санкт-Петербурга. Лауреат Государственной премии России (Санаторий «Белые ночи»), призёр архитектурных конкурсов. Персональные выставки: выставочный зал журнала «Новый мир искусства» 2006 г., Российская Национальная Библиотека 2009, 2012 г., Союз Архитекторов 2013 г.


Начиная с первого проекта в ЛенЗНИИэпе, — санаторного комплекса «Белые Ночи» в Сестрорецке, и до последнего из реализованных проектов – краеведческого музея в Туле, в творчестве Александра Бакусова присутствует тема поиска соответствия архитектурного решения образной, содержательной цели. Считается, что архитектура – это искусство возможного. Путь архитектора Бакусова убеждает в обратном, так как он всегда создает то, что соответствует его представлениям, вопреки обстоятельствам, сложившимся стереотипам, реальным возможностям. Александр Бакусов руководствуется тем, что Архитектура – это творчество, и, следовательно, подчиняется не законам бюрократии, мелочной экономии, утилитарным надобностям, а законам искусства. Поэтому во всех своих работах зодчий следует достижению главной цели — созданию сомасштабной человеку среды на основе единства функциональных и художественных задач. Преодолевать многочисленные преграды и двигаться дальше в архитектурной деятельности позволяет постоянное занятие рисованием — единственный способ сохранения профессионального уровня и восполнения сил, возможность дальнейшего следования своему пути. Выполненные архитектором проекты демонстрируют результат этого необходимого, но далеко не всеми архитекторами практикуемого двуединства проектной работы и художественного творчества. Тому, кто не следует этому пути, грозит утрата художественных целей под натиском, экономических, бюрократических и иных многочисленных технических требований. Пространства в проектах Александра Бакусова отличаются многозначностью, их можно рассматривать, «читать», разгадывать, но все эти смыслы доносятся до «потребителя» художественным, образным языком. Примеры многочисленны — концепция художественного оформления территории краеведческого музея в Петропавловсе-Казахском, где внутреннее содержание экспозиции продолжено во внешней городской среде, символическое объемно-пространственное решение архитектурного комплекса Музея Ленина в Красноярске, проект Международного центра парусного спорта в Лахте, когда решалась задача формирования парадного въезда в Санкт-Петербург – морской город, с учетом необходимости сохранения экологического своеобразия данного участка и др. Метод проектирования, когда внешняя форма здания следует за динамикой внутреннего пространства, формирующего среду поведения и эмоций человека, получил начало в Музее Ленина в Красноярске. В дальнейшем он был применён в многочисленных проектах музеев, библиотек, других общественных пространств. Метод принципиально отличается от известной практики раздельного проектирования «коробки» здания, интерьеров, отделки, расстановки экспонатов, оформления и украшения уже готовых пространств.

Музей, библиотека, — это общественные пространства, где человек ощущает себя лучше, умнее, становится частью городского сообщества и общей русской культуры. В современных городах музеи и библиотеки меняются, их активно посещают не только для познавательных целей, но и для отдыха, общения.
Особое место в этой связи занимает деятельность Александра Бакусова как главного архитектора Российской национальной библиотеки. Его ответственное отношение к профессии задаёт высокий уровень преобразовательной деятельности по возрождению пространств библиотеки, созданных предшественниками- архитекторами: Е.Т. Соколовым, К.И. Росси, В.И. Собольшиковым, Е.С. Воротиловым… Пространств, которые были застроены и искажены за годы роста и «уплотнения» библиотеки. Сделано многое: воссозданы интерьеры ряда залов, библиотека Вольтера получила пространство, соответствующее её культурному значению, демонстрирующее эталон отношения к историческим культурным объектам. Значение классических пространств Российской национальной библиотеки для центра Санкт-Петербурга трудно переоценить. Их возрождение и возвращение городу в новом качестве, — главное дело архитектора-художника Александра Бакусова.