Статья «Искусственное освещение мегаполисов»

3-15G-2-1

 

 

Современный мегаполис невозможно представить себе без качественного освещения. Тема световой архитектуры настолько же важна, насколько многопланова и разнообразна. Правильно сформированная система городского искусственного освещения вносит огромный вклад в образ города, способствует созданию притягательного имиджа мегаполиса в глазах гостей города и ощущению более высокого качества жизни его жителей. Одной из первоочередных градостроительных задач Санкт-Петербурга является  построение такой системы освещения, которая с одной стороны наиболее выгодно и эффективно подчеркнет его достоинства как одного из красивейших городов  мира, а с другой стороны, используя самые передовые и современные светотехнические технологии, будет способствовать формированию качественно новой «среды обитания» для жителей северной столицы.     

                       

Эти и другие выводы прозвучали 8 декабря уходящего года в Белом зале Санкт-Петербургского союза архитекторов, где состоялась  конференция «Световая архитектура мегаполиса — потенциал и стратегия«, посвященная различным аспектам городского искусственного освещения мегаполисов. Конференция  прошла при поддержке Союза архитекторов Петербурга, Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга, ИА «РБК-Петербург». Организа­тором конференции выступило РИА «Архитектурные сезоны». В числе партнеров конференции были светотехническая компания «САРОС», объединение «БЛ ГРУПП», корпорация «GuardianIndustries».

 

В ходе конференции были показаны градостроительные  решения в области освещения на примере Москвы и Санкт-Петербурга и рассмотрен целый ряд важных вопросов: художественная  подсветка архитектурных сооружений и формируемое с ее помощью лицо ночного города;

- ход и перспективы реализации целевой программы развития системы наружного  освещения «Светлый город» на период 2010-2017 годов;

- проблема «светового загрязнения», влияние световой рекламы на комфортность жизни в мегаполисе;   энергосбережение и импортозамещение;

- правовая основа регламентации отношений между заказчиками, архитекторами и светотехническими компаниями.

 

Программу конференции участникам представил С.В. Цыцин, генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская Цыцина». По мнению архитектора, световая архитектура в настоящее время является неотъемлемой частью архитектурного и градостроительного образа любого мегаполиса и  позволяет в ярком и необычном ракурсе подчеркнуть уникальные особенности как здания в целом, так и отдельные  ключевые его элементы. Архитектурные возможности световых технологий практически безграничны при адекватных технических и финансовых.  Именно поэтому их уместно рассматривать в стенах Союза архитекторов. Немаловажное значение также имеет градостроительный эффект от внедрения системы комплексного освещения города. Задачи системы искусственного освещения  многообразны: освещение улиц и транспортных артерий города, общественных пространств, праздничная иллюминация, освещение исторических зданий, памятников архитектуры, знаковых градообразующих архитектурных объектов и достопримечательных зданий современной архитектуры,  ночная световая реклама, подсветка витрин и  ночных заведений, освещение городских парков и садов. И наконец,  для  Санкт-Петербурга особое значение приобретает подсветка мостов и набережных, обширных водных пространств, фонтанов и бассейнов. 

 

Председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, Главный архитектор  города В.А. Григорьев отметил, что в силу географического положения нашего города построение системы ночного освещения приобретает особое значение. Городская администрация уделяет ей много внимания. Более того, реализуется специальная подпрограмма  «Содержание, эксплуатация и развитие систем уличного освещения и художественной подсветки Санкт-Петербурга» государственной программы Санкт-Петербурга «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы». В городе на Неве реализуется комплексный подход к освещению общественных пространств, включая художественную подсветку пространства  жилых дворов. И в этом сегменте Санкт-Петербург занимает лидирующее положение в России.

 

Главный  художник города А.Г. Петров  обратил внимание участников на важность не только художественных приемов, но и внедрения новых технологий, к которым можно отнести лазерную подсветку, плазменные источники света. Недалеко и  время прихода голографических инсталляций.

 

Директор «САРОС-Северо-запад» Ю.А. Карпенко размышлял о формировании  световой среды города, проблемах светового загрязнения. Использование специальных рассеивателей, светодиодов, правильное размещение светильников позволяет освещать улицы и дворы в ночное время суток таким образом, чтобы целесообразность и функциональность сочеталась с красотой и эстетикой. «Свет должен быть правильным» — таков девиз ГК «САРОС».

 

Заместитель директора НИПЦ Генплана СПб  В.В. Семенова  рассказала, что еще в 2012 году был утвержден регламент архитектурно-художественной подсветки фасадов зданий и сооружений города. Мировая практика предусматривает  различные варианты:  сохранение  изначального архитектурного облика в ночное время и преображение его, создание некоего мистического образа ночного города.  После долгих дебатов был принят первый вариант: ночной город должен выглядеть архитектурно естественным. В центре города используется заливной свет, который равномерно акцентирован на архитектурно значимых объектах. Следующей разработкой стала выпущенная КГА в 2014 году Концепция «Формирование архитектурно-стилистического образа ночного Санкт-Петербурга», подрядчиком работ по которой стало ООО «Светопроект». Целью концепции явилось формулирование общих системных принципов создания сбалансированной световой среды Санкт-Петербурга. К основным задачам относятся разработка светового плана и световых карт,  активное развитие всех видов освещения, разработка метода светопространственного моделирования архитектурной среды, определение оптимальных параметров с целью формирования гармоничной световой среды. Разработанный метод светопространственного моделирования было использован при создании программы «Светлый город» государственного унитарного предприятия  «Ленсвет».

 

По мнению главного инженера ГУП Ленсвет  В. И. Смирнова, сейчас на рынке более 2000 производителей светодиодной продукции, которые ГУП Ленсвет  давно применяет, но старается избегать их на центральных магистралях,  используя исключительно по адресной программе «Сады, парки и скверы».

Совместно с КГА, ГУП Ленсвет разработал регламент архитектурно-художественной подсветки фасадов и зданий СПб, согласованный в 2012 году.

 

            Руководитель группы по международному сотрудничеству ВНИСИ им. Вавилова П.А. Федорищев в своем докладе заметил, что главенствующую роль в системе городского освещения  играет утилитарное, которое напрямую решает задачу обеспечения безопасности. Так в районах с качественной подсветкой, по сравнению с районами без такового преступность снизилась на 21%, а количество ДТП на 30%. Снижения уровня преступности и вандализма напрямую влияет на чувство безопасности жителей,  их настроение и качество жизни.

 

        Президент Союза архитекторов СПб  О.С. Романов рассказал об успешной  реализации проекта подсветки Мемориального комплекса «Невский пятачок» в составе «Зеленого пояса Славы». Он отметил, что, это первый опыт, в перспективе  намечается музеефикации всего откоса.

 

Доцент кафедры «Архитектурная физика» Московского Архитектурного института А.Г.Приходько в своем докладе  «Светодизайн и световая культура» рассказала, что светодизайн представляет собой синтез  трех дисциплин: архитектура, дизайн и светотехника.  Термину «Световая культура» уже более 50 лет. Он соединяет в себе и искусственный, и естественный свет, рассматривая оба аспекта, подразумевая умелое владение архитекторами средствами естественного освещения, знанием его свойств. В отличие от последнего, который, объединяет панорамы в единое целое, игры, света и теней, искусственный наоборот вырывает из темного клочки, умело объединенные светодизайнером в единое целое.

 

          Замдиректора по развитию ООО «Светосервис Телемеханика» А.И. Киричок в своем докладе затронул проблемы информатизации системы наружного  и архитектурного освещения: вопросы централизации и включения, медиа фасадов, которых ранее не было в стране. В 2012 году была создана АСУ наружного освещения, контролирующая более 1000 единиц художественной подсветки архитектурных объектов Москвы из единого центра. 

 

      Представитель Московского энергетического института Н.Н. Шальнева рассказала о проблемах использования цветного освещения в светодизайне городской среды. Для медиков не секрет, что свет и цвет влияют на эмоциональное и физическое состояние человека.  Проведенные исследования показали, что умелое сочетание цветов помогают сформировать пространство, создающее определенную атмосферу и настроение. Архитектурная подсветка и архитектурное освещение представляют собой два разных подхода. Первый направлен на приукрашивание здания в темноте, а второе подчеркивает геометрию строения. Другой подход   направлен на применение ярких и насыщенных светодиодов, которые приукрашивают  и выделяют одни сооружения на фоне остальных, создавая динамичное освещение. По ее мнению, создание системы освещения – это комплексная задача, при решении которой необходимо учитывать архитектурный стиль зданий, выбрать и придерживаться единой концепции пространства, выдерживать соотношение яркости и цветности. При этом необходимо придерживаться существующих нормативов.

 

В конференции приняли участие архитекторы, производители светового оборудования, представители исполнительных органов государственной власти, научных кругов.

 

 

3-15G-2-2

 

3-15G-2-4

 

3-15G-2-5

 

3-15G-2-6

 

3-15G-2-3