Территория Введенского канала. Сохранение и деградация или преобразование и развитие?

Территория, прилегающая к улице Введенского канала, с давних пор является зоной постоянных планировочных и строительных преобразований. Можно проследить основные этапы развития.

 

 

D-A6-11

Введенский канал

 

 

1. Загородный проспект  в 18 веке – граница города, здесь располагаются воинские части Семеновского полка  вокруг обширного плаца, который постепенно окружается казармами, храмом  и госпиталем. С западной границы плаца устраивается канава для осушения болотистой местности, которая  со временем превращается в канал (по проекту инженера Ивана Герарда  в 1807году), менявший свое название: то Новый, то Введенский, по имени собора Введения во храм Пресвятой Богородицы, архитектора Константина Тона, освящённого в 1842 году. Ближе к Фонтанке вдоль левого берега канала с 1784 года располагалась Обуховская мужская больница, с главным двухэтажным «Т» — образным в плане зданием, обращенным фасадом на Фонтанку, построенным по проекту  архитектора Луиджи Руска. Поскольку территория Обуховской больницы включала в себя также дом для заключенных, дом для душевнобольных и помещения для военного корпуса, то, естественно, она была обнесена серьезной каменной оградой. В 1839 году на углу канала и Загородного проспекта было построено угловое с  ротондой  здание женского отделения больницы по проекту архитектора Петра Плавова. Основными архитектурными доминантами местности были величественный Введенский собор Тона, ампирный с ротондой корпус Плавова и двухэтажный с куполом госпиталь Семеновского полка Демерцова. В 1866 году к главному двухэтажному зданию Обуховской больницы, был пристроен по проекту архитектора  Ивана Штрома новый трехэтажный корпус (в память принца Ольденбургского), фасадом на канал. Вдоль канала, зрительно замыкая пространство Семеновского плаца, были построены единообразные казармы Егерского полка.

 

 

D-A6-12

Вид на больницу

 

 

2. В 1837 году была построена Царскосельская железная дорога с царским павильоном, и это отрезало навсегда часть городской территории, находящейся западнее канала от территории восточнее линии железной дороги, включавшей Семеновский плац. Через канал были устроены мосты: Егерский у Обводного канала, Введенский в створе Загородного проспекта и Александровский вдоль Фонтанки. В 1889 году было построено здание Витебского  вокзала по проекту архитектора Станислава  Бржозовского. На территории уже ненужного плаца построили ипподром с трибунами по проекту архитектора Леонтия Бенуа. Введенский канал долгие годы использовался, как и другие петербургские каналы, для подвозки грузов и для стоков канализации.

 

 

D-A6-1

Царскосельский вокзал

 

D-A6-13

Витебский вокзал

 

D-A6-5

Ипподром

 

 

3. В советское время в 1932 году был снесен Введенский собор, на его месте бал разбит сквер  по проекту архитекторов Ивана Фомина и Рудольфа Катцера. После войны архитектором Александром Гегелло в развитие  Генерального плана Ленинграда 1948 года был предложен проект планировки района Семёновского плаца с пробивкой улицы Марата до Подъездного переулка с организацией большого парка по обе стороны. Напротив  снесенного собора построен наземный павильон метрополитена «Пушкинская», перестроен фасад бывшего  госпиталя по проекту архитектора Бориса Журавлева. Введенский канал, между тем, оставался уголком старого петербургского пейзажа с тополями, мостами, узкими ветшающими набережными, запустением, таинственностью и романтикой.

 

 

D-A6-16

План Введенского сквера

 

 

4. В 1961 году по заданию отдела генерального  плана ГлавАПУ в Мастерской №10 ЛенНИИпроекта (тогда детальных планировок) было разработано два варианта решения судьбы обветшавшего Введенского канала. Первый вариант – капитальный ремонт с водоотведением всех стоков, принимаемых каналом. Второй – радикальный, предлагал  засыпку канала с устройством подземного прохода под насыпью железнодорожных путей для соединения Клинского проспекта с улицей Марата; устройство в створе с Рузовской улицей транспортной развязки для организации глубокого ввода транспорта с Витебского проспекта в туннель с выходом за Введенским мостом на поверхность, а затем на южную набережную Фонтанки, с организацией городской площади перед Витебским вокзалом и с устройством подземного пространства для парковок. Оба варианта были в 1962 году рассмотрены на Градостроительном совете Ленинграда, но ни один из них не был осуществлен. Канал просто засыпали, мосты исчезли, связь Клинского проспекта с улице  Марата не случилась. Введенский канал сохранился только в названии улицы. Канала нет, а вдоль его трассы находятся под охраной рудименты зданий и сооружений, которые существовали совершенно в других обстоятельствах. Улица Введенского канала стала одной из центральных улиц Петербурга, но она, за исключение перекрестка с Загородным проспектом, оскорбительно некрасива для Петербурга, архитектурно-художественно не осмыслена. Только что проведена историко-культурная экспертиза, по которой   территория Обуховской больницы утверждена как памятник истории культуры регионального значения. Тем самым  сделан еще один шаг к консервации среды, которую как раз и надо было выводить на другой уровень в связи с изменившимися условиями. Неоформленная архитектурно насыпь Витебской железной дороги с царским павильоном, пустые площади ценной городской территории в южной части улицы, ближе к Обводному каналу, заправки,   ремонтные сараи, сомнительные по архитектуре сооружения быстрого питания на фоне прекрасного здания Витебского вокзала, «провалы» в восприятии зданий на территории Обуховской больницы при движении по  магистрали, сплошные заборы, которые возможно были необходимы при соседстве с каналом, но совершенно безобразны сегодня в центре города, обветшавшие двухэтажные строения непонятного назначения, отсутствие уличных насаждений, — вот современная картина улицы Введенского канала. Вот такой «строгий — стройный вид»,  вот такая полная деградация городской среды под «мантры» о сохранении наследия. Напрашивается вопрос: что мы охраняем.?  Не становится ли охранительная деятельность подчас самоцелью, исключающей всякое развитие  городской среды и приводящее к совершенно противоположным результатам.

 

 

D-A6-4

Введенский канал, д. 4-6

 

D-A6-2

 

D-A6-3

 

 

 

5. Между тем мы знаем пример применения другой политики и практики на той же территории, но в не таком  далеком времени. В послевоенные годы велась большая работа по восстановлению зданий центральной части Ленинграда и вдоль основных магистралей города. Ленинградским Союзом архитекторов в 50-е годы был проведен  ряд конкурсов на тему застройки проспекта Сталина, ныне Московского проспекта, с целью создания архитектурной концепции магистрали на всем протяжении проспекта. Особое внимание было уделено созданию «узлов», откуда наилучшим образом раскрываются видовые перспективы на город в широтном направлении. Одним из первых  таких узлов был Обуховский мост, откуда раскрывались перспективы вдоль Фонтанки в обе стороны. И тогда было замечено, что двухэтажный силуэт Обуховской больницы «проваливается» на фоне рядом расположенных зданий большей этажности. Результатом было подписанное главным архитектором Ленинграда В.А.Каменским и Начальником инспекции по охране памятников Н.Н. Белеховым архитектурно-планировочное задание на надстройку Главного здания Обуховской больницы еще  на 2 этажа с сохранением предметов охраны и с учетом ансамблевого значения фасада. Предлагалось фасады решить в характере исторической подлинности.

 

 

D-A6-6

Обуховская больница

 


В 1953 году в Мастерской №11 ЛенНИИпроекта И.В.Капцюг и Д.В.Красовский, опытные архитекторы-реставраторы, разработали и построили то здание, которое сейчас видно с дальний точек по Фонтанке, оно прекрасно сопряглось с корпусом вдоль канала и завершило выход канала на Фонтанку.

 

6. Современный этап. Итак, Введенского канала нет, есть улица Введенского канала – фантом. Нет Введенского собора, нет Семеновского плаца, нет храма на углу Рузовской и Обводного канала. Но есть магистраль, одна из центральных улиц города, есть прекрасный корпус Плавова, есть Витебский вокзал, есть Главное здание Обуховской больницы, есть здание Медицинского музея, есть Введенский сад, — не так мало для превращения этой городской территории в ансамбль. Создание этого будущего ансамбля, называемого улица Введенского канала, должно  обеспокоить наше архитектурное сообщество. Вызывает опасение то, что жесткое применение закона об охране наследия без учета всех тех обстоятельств, в которых это наследие существовало и существует, во-первых, ведет к деградации городского ландшафта, во — вторых, просто препятствует развитию города.

 

 

D-A6-13

Витебский вокзал

 

D-A6-14

Госпиталь

 

D-A6-15

Набережная Введенского канала

 

D-A6-17

Рис. Введенский канал

 

D-A6-18

 

D-A6-19

 

D-A6-7

 

D-A6-8

 

D-A6-9

 

D-A6-10