«Экология» – сиречь «экономия»?

За два последних десятилетия слово «экология» по своей распространённости обогнало даже «демократию» и «права человека». Столь высокий рейтинг популярности достигнут за счёт того, что термин, изначально означавший лишь науку об отношениях растительных и животных организмов в связи с окружающей средой, стал напрямую связываться с понятием качества жизни. Эта метаморфоза кажется вполне логичной в наше время, когда мы уже не можем ждать милости от природы после того, что мы с ней сделали. Но на деле всё гораздо прозаичнее и привычнее: за видимой романтикой сложных «экологических» взаимоотношений человека и природы стоит расчётливость потребителя природных ресурсов.


Проект школы PS 62

Проект школы PS 62



Действительно, куда ни посмотришь – везде эко-продукты, эко-дизайн, эко-мобили, эко-туризм и, конечно же, эко-дома. То и дело слышишь о «хорошей» и «плохой» экологии, а также о миллиардных вложениях в решение постоянно возникающих экологических проблем. Возродились призывы «Назад, к природе!», сочинённые еще французскими просветителями, фактически призывавшими тем самым к бегству от действительности. Но тогда ещё было куда бежать. Сегодня иная ситуация, и речь должна идти не только о постоянном латании «экологических дыр», пусть даже таких глобальных, как озоновые, но и о воспитании «эко-сознательных граждан» (термин уже почти официальный).

Наше замечательное, довольное собой общество Потребления развлекается теперь телевизионными ужастиками на экологические темы, а в жизни бездумно сжигает мосты, пока ещё связывающие его с живой (еле живой) природой. Один из таких мостов (возможно, самый главный) имеет статус искусственной среды обитания, которая с древнейших времён вынужденно создавалась как энергетически экономная, максимально зависимая от местных условий, где «место под солнцем» ценилось именно как место под живительным солнечным светом и теплом, как место, дающее ощущение полноты и красоты жизни. Но затем чудеса техники позволили самодовольному человечеству отдалиться от природы. В результате «неожиданно» обнаружилось, что переход на вожделенную, полную комфорта искусственную среду обитания делает её энергетически слишком затратной, а значит, ненадёжной. Ведь современный человек потребляет в 100 раз больше энергии, чем первобытный (при этом больше половины всей вырабатываемой энергии сейчас идет на отопление-охлаждение жилых домов и на другие бытовые нужды). Экономия энергии и использование её альтернативных источников становится новой религией развитых стран. Особенно это характерно для США, которые потребляют 20% мировой первичной энергии, при том что живёт в стране лишь 4% населения планеты. Часть своих огромных энергетических потребностей США даже вынуждены удовлетворять за счёт импорта энергоносителей. Неудивительно, что именно в этой стране, несмотря на всё её богатство, взят курс на активное утверждение идеологии энергосбережения, в том числе за счёт использования возобновляемых источников энергии.


Одно из убедительных свидетельств этого курса – реальный проект школы PS 62, которая откроется в сентябре 2015 года в Статен-Айленде – одном из пяти районов Нью-Йорка.


Проект школы PS 62

Проект школы PS 62


Проект школы разработан компанией SOM совместно с инженерами фирмы AKF. Система автоматического выключения света в помещениях создана фирмой BrandstonPartnership.

Компания SOM (Skidmore, Owings & MerillLLP), базирующаяся в Нью-Йорке, – одна их крупнейших и наиболее известных проектно-строительных фирм в мире. Именно эта компания разработала (по эскизам архитектора Даниэля Либескинда) проект пятисотметровой Башни Свободы – нового здания Всемирного торгового центра – и ведёт его строительство. Эта же фирма – лидер в области экологической архитектуры и инноваций в сфере энергосберегающих технологий. Проектированием образовательных учреждений фирма занимается с 1960-х годов, когда были построены такие уникальные здания, как библиотека редкой книги Beinecke Йельского университета и кампус университета штата Иллинойс в Чикаго. В настоящее время SOM спроектировала университетский центр Новой школы в Нью-Йорке и руководит его строительством. Для этого же центра фирма разработала энергетическую стратегию.


Фирма AKF тоже имеет большой опыт в проектировании и строительстве образовательных учреждений. Так, в 2010 году была завершена работа над проектом школы LearningSpringSchool для детей с ограниченными возможностями. Этот «вертикальный кампус» в Манхэттене включает в себя собственно гимназию, библиотеку, административный корпус и специальные образовательные пространства.


Школа PS 62 будет первой публичной (муниципальной) школой на северо-востоке США, способной самостоятельно генерировать энергию для своих нужд. Конечно, в зимний период электричество, скорее всего, придётся докупать у действующей энергетической системы, однако летом, особенно во время каникул, появится возможность возвращать излишек энергии той же системе и тем самым компенсировать зимние платежи. Эта система, получившая название net-zero, получает всё большее распространение на Западе1. Предложенное авторами школьного комплекса решение уже вошло в десятку лучших экологических проектов современности по версии авторитетного интернет-сайта «Landscapearchitects».


Новаторский проект школы решено реализовать в южной части Статен-Айленда, занимающей первое место в городе по количеству зелени и естественных мест отдыха. Не случайно эту тихую малонасёленную территорию называют лёгкими Нью-Йорка. Соответственно, здесь слабо развита социальная инфраструктура. Появление большой (на 444 ученика) школы, несомненно, придаст опредёленный импульс динамизма городской рекреационной зоне. Но это не единственное «внешнее» последствие строительства необычного комплекса. Власти намерены построить в Статен-Айленде несколько подобных школ. Энергетическая коммуникация между ними станет своеобразной моделью одного из возможных путей экологической оптимизации среды обитания.


Будущую школу, вероятно, можно охарактеризовать популярным ныне термином хай-тек, тем более что и в «большой архитектуре» высокие технологии имеют отношение прежде всего к энергосбережению и саморегулированию микроклимата, а не к демонстрации уникальных конструкций и материалов. Авторами школы в Статен-Айленде тоже не ставилась задача добиться доминирования архитектурной формы над уникальным содержанием, и новый комплекс будет зрительно растворяться в окружающей среде, как и полагается экологически оптимальному объекту. Здание будет двухэтажным, в нем помимо учебных помещений предусматриваются библиотека, спортивный зал и кафетерий.


Однако уникальность будущей школы не только в её энергетической автономности, но и в подчёркнуто экологической направленности системы обучения, соответствующего характера всего школьного пространства и самого здания как прототипа архитектуры будущего. Наглядно демонстрируются, например, фотогальванические панели, покрывающие с южной стороны стены и крышу школы. Ученикам в доступной форме разъясняется принцип их работы по безвредному для окружения преобразованию солнечного света в электричество. Большое количество таких панелей (почти две тысячи), безусловно, повлияет на общее архитектурное решение комплекса. Для отопления и охлаждения помещений будет использоваться геотермальная энергия, добываемая за счёт разницы температур наружного воздуха и постоянной температуры земли на глубине более 120 м. Для этого пробурят 80 скважин. Потери тепла в помещениях минимизируют за счёт высокоэффективных окон, а обильное верхнее остекление лестниц и двухуровневое ленточное освещение классных комнат позволит снизить затраты электроэнергии на их освещение.


Проблему воспитания «эко-сознательных граждан» планируется решать, главным образом, постоянным и многоформатным напоминанием о необходимости жить в режиме экономии электричества. Этому будет служить даже система сенсорного регулирования освещённости в помещениях. Вообще в школе нигде не будет автоматического включения света. Ребёнок должен вручную его включить, а если забудет выключить, за него это сделает автомат. Каждый класс будет снабжен системой открытого доступа к данным о произведённой и потраченной энергии. Десятки приборных досок и большой дисплей в холле предназначаются для графического оповещения о недостатке или избытке произведённой энергии.


Процесс воспитания эко-граждан включает в себя и наглядную демонстрацию возможностей получения энергии без сжигания природных ресурсов. Так, например, проектом предусматривается установка на территории школы ветряных турбин – настоящих, но предназначенных не столько для выработки энергии (сила ветра здесь невелика), сколько для учебно-воспитательных целей. Этим же целям будут служить десять стационарных велосипедов, на которых сами дети смогут вырабатывать энергию для зарядки своих мобильных телефонов, плееров и другой электронной аппаратуры. Для той же функции зарядного устройства предназначена и дворовая инсталляция в виде металлических деревьев с фотогальваническими листьями. Почти весь периметр территории будет окаймлять прогулочная дорога с особыми устройствами, информирующими каждого о длине пройденного им пути. Также по пути установят стенды, оповещающие о состоянии школьного энергетического баланса. Эта дорога с высаженными вдоль неё деревьями – почти единственное озеленённое пространство на тесном участке, большая часть которого занята школьным зданием и парковкой на 25 машин. Определённой компенсацией недостатка живой природы будут служить два открытых сада (в центральном дворе и на уровне второго этажа) и оранжерея.


Вот такой проект школы «с экологическим уклоном» позиционируется в США как лучший и безусловно перспективный. С этим трудно спорить, но при условии, что подобный энергетико-экономический подход к воспитанию нового поколения – лишь начальный этап на пути к утверждению более широкого и всеобъемлющего понимания проблемы «человек и природа». Пока же природа в массовом сознании всё ещё рассматривается как полезная или вредная «экология», а её ценность измеряется калориями, тепловой отдачей, способностью обслуживать потребности некоего двуногого существа, который сам себе присвоил титул «венца природы» и сейчас переходит на искусственную орбиту существования. И это может быть тоже закон природы. При всё ускоряющемся движении условий жизни прочь от естественных, конечно же, будут приобретения, но будут и потери. Самое главное – не потерять бы человека со всеми его уникальными земными качествами, как положительными, так и отрицательными. Опасность эта вполне реальна, учитывая скорость замены всего природного искусственным, живого общения – электронной информацией, классических произведений – ремейками и цветными экранизациями. Этот процесс не сегодня начался. Естественная экологичность человеческого существования серьезно начала нарушаться ещё на заре индустриальной капитализации жизни («плакала Саша, как лес вырубали…»). И сводится почти на нет в современный период головокружения от успехов научно-технического, а теперь и информационного прогресса.




Советом Европы принято решение, что с 2019 года все здания, строящиеся на бюджетные средства, должны быть net-zeroenergybuildings, то есть не потреблять энергию из сети. С 2021 года концепт net-zero должен стать обязательным для всех новых зданий.